AP/ТАСС
AP/ТАСС

От Комптона до «пулитцера»: почему Кендрик Ламар — величайший рэпер

Из альбома в альбом он создает серьезные поэтические работы, сочетая в них социальную повестку и уличную философию

13 мая мир услышит один из самых долгожданных рэп-релизов в истории — пятый студийный альбом Кендрика Ламара Mr. Morale & The Big Steppers. Фанаты, музыкальные критики, да и всему кому не лень называют Кендрика лучшим хип-хоп-музыкантом своего поколения, а его работы получают «Грэмми», платиновые сертификаты и даже литературные премии. Мы решили разобраться, как ковалось величие Ламара, в чем секрет его музыкального таланта и что известно о предстоящем лонгплее.

Кендрик с юношества был нетипичным рэпером

Кендрик Ламар Дакворт родился в 1987 году в Комптоне — печально известном пригороде Лос-Анджелеса, где процветали бандитские войны и наркоторговля. Его отец был участником уличной банды West Side Bompton Piru, а сам Ламар с детства фанател от Тупака, Dr. Dre и других гангста-рэперов. Несмотря на брутальную окружающую среду, Кендрик был далек от мира бандитизма: он играл в баскетбол, был отличником в школе, ну и, конечно же, увлекался поэзией и музыкой.

После окончания старших классов Ламар планировал поступить в колледж, однако к этому моменту уже вложил слишком много денег в производство музыки и не хотел ее бросать. Свой первый микстейп Y.H.N.I.C. (Hub City Threat: Minor of the Year) 16-летний подросток записал под псевдонимом K-Dot — именно эта работа подарила ему локальную популярность и контракт с лейблом Top Dawg Entertainment. Позднее артист выпустил еще один микстейп, закрепил свои позиции в качестве главного фрешмена начала 2010-х и, наконец, презентовал полноценный дебютный альбом Section.80.

Рэп Ламара — это настоящая поэзия

Section.80 получился концептуальным альбомом, в котором Ламар говорил о пороках своего поколения через историю Кейши и Тэмми — двух лирических героинь с наркотической зависимостью. Пластинка стала хитом и мгновенно привлекла внимание музыкальной прессы: критиков удивляло, как столь юный автор может так глубоко рассуждать о расизме, наркозависимости, а также важности гуманизма и эмпатии.

После выхода Section.80 Ламар стал полноценным игроком хип-хоп индустрии и начал сотрудничать со Снуп Доггом, Лил Уэйном, The Game и другими артистами. Но настоящий прорыв совершил его следующий релиз — good kid, m.A.A.d city. Альбом был вдохновлен «Ребятами с улиц» — криминальной драмой 1991 года о жизни гангстеров в черном квартале — и местами скорее напоминал фильм, нежели музыкальную пластинку.

В good kid, m.A.A.d city Ламар рассказывает историю взросления музыканта, рассуждает о сложностях жизни в гетто, гражданских правах, насилии и угнетении женщин. Социальная повестка здесь идеально переплетается с уличной философией, да и просто качевыми битами. К тому же российскому слушателю этот альбом подарил эпохальный мем с Никитой Сергеевичем Михалковым, который флексит под Backseat Freestyle.

Следующей работой Ламара стал эпический манифест To Pimp a Butterfly, в котором он отдает дань уважения всей афроамериканской культуре и, в частности, своему главному вдохновителю — Тупаку Шакуру. При этом релиз все равно остается одним из самых личных в дискографии рэпера — за 16 треков Ламар успевает пройти через депрессию и саморазрушение, но в итоге принять себя и переродиться. To Pimp a Butterfly вознес Ламара в высший пантеон рэп-игры наравне с Дрейком и Канье Уэстом, несмотря на то что его главное высказывание еще было впереди.

Возможно, главная работа в биографии Ламара — альбом DAMN, который в 2018 году удостоился Пулитцеровской премии. Виртуозно написанный и поднимающий важные социальные темы (про неравенство, политику и страхи людей) альбом моментально стал культовым. Конечно, причиной этому могла стать нехватка текстовиков-интеллектуалов в индустрии — Ламар «выстрелил» на фоне популярности трэпа и мамбл-рэпа, где слова не играют такой большой роли. Однако стоит признать: лексический запас, навыки сторителлинга и зубодробительные биты Кендрика просто не имели шансов на провал.

Главным хитом (а в альбоме их очень много) ожидаемо стал HUMBLE., в котором Кендрик призывает нас и своих коллег покорно принимать его творчество, настаивая на том, что он — первый номер в игре. Ну а мы, собственно, и не спорим.

Что ждать от нового альбома?

За последние пять лет Кендрик выпустил всего пять гостевых куплетов и сборник саундтреков к фильму «Черная пантера». Ламар редко появляется в публичных местах, практически не дает интервью и мало проводит времени в соцсетях, поэтому информации о новой работе исполнителя не так уж много.

В преддверии выхода пластинки Mr. Morale & The Big Steppers музыкант был немногословен и лишь опубликовал тизер. На фотографии музыкант держит в одной руке пару компакт-дисков — один с Morale и другой со Steppers, каждый из которых помечен как «мастер-копия», а также книгу (на ней выгравировано название проекта и полное имя Ламара). Фанаты предполагают, что это, как минимум, намек на двойной альбом.

Завесу тайны приоткрыл рэпер и двоюродный брат Ламара Baby Keem. Он признался, что Кендрик целый год только размышлял о звуке, который должен быть на альбоме. Журналист Billboard Билл Ворди выяснил, что этим самым звучанием может стать рок.

В сентябре прошлого года авторитетный твиттер-аккаунт strapped выложил возможный плейлист с нового альбома Кендрика (восемь треков). Он утверждает, что получил информацию от Американского Общества композиторов, через которое музыканты регистрируют песни.

Mr. Morale & The Big Steppers будет последним релизом Кендрика по контракту с Top Dawg Entertainment. Тем не менее его звукоинженер еще в ноябре 2020 года говорил, что у Ламара лежит столько неизданных треков, что хватит на шесть альбомов. Что ж — садимся и смиренно ждем 13 мая.

━━━━━

Никита Прунков