
Президентом Филиппин стал Бонгбонг Маркос. Он — сын диктатора, грабившего страну 20 лет
В начале недели на Филиппинах состоялись президентские выборы, которые закончились победой кандидата от федералистской партии Бонгбонга Маркоса. Результаты голосования мгновенно обернулись скандалом, ведь президентом страны стал не кто иной, как сын диктатора Фердинанда Маркоса, запомнившегося жестоким правлением, а также непомерной склонностью к роскоши и воровству. За многочисленные преступления клан Маркосов свергли и отправили в опалу на долгие годы, но 30 лет спустя они снова вернули себе власть. Рассказываем, как филиппинский диктатор-клептоман ограбил страну, а его сын вернул семье былое величие с помощью интернет-троллей и Marvel.
Диктатор-клептоман
Фердинанд «Бонгбонг» Маркос был известен на Филиппинах задолго до своего выдвижения в президенты. Славу ему принес отец — одиозный диктатор Фердинанд Маркос-старший, правивший в стране больше 20 лет.
Маркос пришел к власти в 1965 г. на выборах и успешно переизбрался на второй срок четырьмя годами позднее. Но незадолго до предполагаемого ухода в отставку президент внезапно устал от демократии. В 1972 г. он ввел на Филиппинах военное положение, сославшись на угрозу коммунистов и других подрывных элементов, после чего развернул репрессии против политических оппонентов.
Правозащитники и историки насчитали за время его правления свыше 3 тыс. внесудебных казней, 35 тыс. задокументированных случаев пыток и 70 тыс. случаев неправомерного лишения свободы. Сам Маркос превратился из простого президента в «вождя нации». Но куда сильнее филиппинцам запомнился разгул фантастической коррупции, поразивший страну под его руководством.
Пока экономика Филиппин стагнировала, а люди беднели, благосостояние семьи диктатора стремительно росло. Особенно сильно это было заметно по поведению его жены, экс-королевы красоты Имельды Ромуальдес, которая могла запросто щегольнуть на публике в шикарном наряде, похвастаться коллекцией из 3 тыс. пар туфель или развернуть самолет в воздухе, потому что забыла купить сыр во время поездки в Италию.
Считается, что, находясь у власти, Маркосы наворовали почти на $10 млрд. Народ не оценил такую жизнь не по средствам и в конце концов сверг диктатора в 1986 г. Но Маркосу все же удалось сбежать на Гавайи вместе с семьей. Там он провел последние три года жизни, прежде чем умер от болезни почек.
Сложное наследство
Первое время филиппинские власти не пускали опальный клан Маркосов в страну, но уже вскоре сменили гнев на милость. Бонгбонг вернулся на Филиппины в 1991 г. и уже через год избрался в Палату представителей от провинции Северный Илокос, которую возглавлял во времена правления отца. Позже он вернулся на пост ее губернатора, а с 2010 г. стал заседать в сенате.
Несмотря на успешную карьеру и неучастие в коррупционных схемах родителей, наследие семьи не давало Бонгбонгу покоя. Больше всего его противников и общественность волновало состояние клана Маркосов — после свержения Фердинанда филиппинские власти сумели вернуть половину из награбленных $10 млрд, тогда как судьба другой части оставалась неизвестной. Но Маркос-младший наотрез отказывался возвращать их и вдобавок постоянно судился с властями из-за обвинений в уклонении от налогов, которые он и его семья не платили во время нахождения у власти.
Сына диктатора также неоднократно обвиняли в попытках «отбелить» репутацию семьи. Он называл отца «политическим гением», а эпоху его правления — «золотым веком Филиппин». Всех жертв репрессий Бонгбонг считал алчными людьми, которые попросту хотят получить от него денег.
В ответ на неудобные вопросы об отце он предлагал «оставить историю профессорам». Не увенчались успехом и попытки заставить его извиниться перед филиппинцами. В 2012 г. он объяснил отказ так: «Нас уже осудили на миллиарды. Чего еще хотят люди? Чтобы мы вскрыли вены и умерли прямо перед ними? Это будет решением?»
Неоднозначные высказывания раз за разом становились объектом критики со стороны политического истеблишмента, католической общественности, историков, деятелей культуры и т.д.
Они аукнулись ему в 2016 г., когда Бонгбонг баллотировался в вице-президенты. Тогда он проиграл либеральному кандидату Лени Робредо с небольшой разницей в 263 тыс. голосов — исход кампании решили дебаты, на которых Робредо поставила Маркоса-младшего в тупик вопросом о наворованных богатствах семьи.
Хороший негодяй
Первая неудача не охладила пыл Бонгбонга — в 2022 г. он замахнулся уже на президентское кресло. Его противником снова стала Робредо, но в этот раз Маркос-младший учел ошибки прошлой кампании. Он стал избегать общения с оппонентами и журналистами, зато развернул бурную кампанию в соцсетях, окружив себя блогерами. Бонгбонг также обзавелся армией троллей, которая восхваляла эпоху Маркоса-старшего и вступала в яростные споры с критиками на всех площадках — от TikTok до YouTube.
В публичном имидже Маркос-младший представлял себя как «негодяя, который хочет стать хорошим парнем». Его жена рассказывала, что на участие в выборах Бонгбонга якобы подтолкнул просмотр фильма Marvel «Человек-муравей». Да и сам политик призывал «судить его не по предкам, а по действиям».
Новый подход к кампании, а также хитрость с выбором в качестве вице-президента дочери нынешнего главы Филиппин Сары Дутерте принесли плоды. На прошедших 9 мая выборах он наголову разгромил Робредо, получив вдвое больше голосов — даже несмотря на отсутствие четкой политической программы.
Победа сына диктатора шокировала всех. Международные обозреватели гадают, каким будет правление Бонгбонга — продолжит ли он войну с наркотиками времен Родриго Дутерте, пойдет ли на сближение с Китаем и как будет выстраивать экономическую политику?
Но филиппинскую общественность волнует другое: как президент Маркос-младший получит полный контроль над расследованиями преступлений его семьи, которые до сих пор не раскрыты. А это значит, что справедливость, которой жаждут жертвы репрессий и обворованные граждане, может уже никогда не восторжествовать.
━━━━━
Виталий Рюмшин