The Upcoming/YouTube
The Upcoming/YouTube

«Чванливо и скучно», «холодно и смело»: первые отзывы на фильм «Жена Чайковского»

Рецензии оказались достаточно смешанными, однако многие зарубежные издания высоко оценили работу Кирилла Серебренникова

На 75-м Каннском кинофестивале состоялся первый показ фильма Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». В нем снялись Один Байрон, Алена Михайлова, Юлия Ауг и рэпер Oxxxymiron, а картина стала единственной русскоязычной на этом киносмотре. Что о релизе думают критики, которые уже посмотрели «Жену Чайковского»? Собрали девять разных мнений.

✅ Дэвид Эрлих

Indie Wire

«Картина постоянно балансирует между “истерией” (в самом устаревшем и женоненавистническом определении этого слова) и вызовом. Нигде этот баланс не проявляется более очевидно или захватывающе, чем во вступительной сцене, запечатленной в сказочном длинном плане, который впечатляет даже в сравнении с обычным подходом режиссера к операторской работе, вдохновленным Михаилом Калатозовым».

❌ Робби Коллин

The Telegraph

«Мелодрама, с которой Серебренников вернулся в Канны, смотрибельная, но абсолютно не утонченная. Чванливый и скучный фильм со шквалом танцевальных интермедий, мужской наготы и очень мрачной мизансценой не оправдал ожиданий. Все это было похоже на какое-то соревнование в артхаусном кинотеатре».

❌ Джордан Минцер

The Hollywood Reporter

«“Жена Чайковского” действительно впечатляет своими декорациями, однако некоторые из них граничат с китчем, не говоря уже об обнаженных танцорах, скачущих вокруг в матросских шапках. Фильм чрезмерно растянут и слишком драматичен, а по мере развития сюжета и вовсе скатывается в истерику».

✅ Питер Брэдшоу

The Guardian

«Кирилл Серебренников сочувствует несчастной Антонине Милюковой, бывшей жене композитора Петра Чайковского. Это, несомненно, страстная и очень смотрибельная драма, которая намного превосходит предыдущий фильм Серебренникова — растянутых “Петровых в гриппе”».

🤷‍♂️ Джонатан Ромни

Screen Daily

«В драме, которая от начала до конца выглядит затянувшимся мученичеством, мало света и тени, но Михайлова действительно привносит нюансы и соблазнительную прозрачность в образ женщины, которая одновременно героически предана своей донкихотской страсти и своему злейшему, крайне разрушительному врагу».

✅ Стив Понд

The Wrap

«Это ни в коем случае не биографическая картина, а скорее драматическое фэнтези, призванное погрузиться в душевное состояние Антонины Милюковой. Именно элементы фантастики помогают “Жене Чайковского” держать баланс и не стать такой же мрачной, как русская зима. Сам фильм при этом остается неумолимым, холодным и смелым».

❌ Оуэн Глейберман

Variety

«Периодически “Жена Чайковского” выглядит мрачной славянской киноверсией “Театра шедевров”. Затем становится беспорядочной аллегорией на патриархат и вызванное им женское психологическое расстройство. А в итоге скатывается в историю в духе «это реальность или фантазия?», как будто срежиссированную самым претенциозным клипмейкером в мире. Одним словом, картина — пустышка. При этом все плохое, что есть в фильме, странным образом сделано преднамеренно. Иногда фильм как будто бы говорит: добро пожаловать в пост-артхаусный кинотеатр».

✅ Тодд Маккарти

Deadline

«Фильм погружает нас в далекий, давно несуществующий, но очень интересный мир. С помощью героя Чайковского можно исследовать нравы и поведенческие компоненты той эпохи: он одновременно извлекал выгоду из зацикленности общества на музыке и искусстве, но при этом страдал от его жесткой системы».

❌ Зинаида Пронченко

Пост в Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией)

«Это даже по меркам Кирилла Семеновича выдающаяся китчуха. Первый концерт, сыгранный на “инструментах”, — размер имеет значение. Главная партия тут у моего друга Владимира Мишукова, которому я никогда не смогу теперь глядеть в глаза без смеха. Он изображает любовника супруги Петра Ильича Антонины, ближе к долгожданному финалу его Шлыков мастурбирует, картинно задыхаясь от чахотки. Ни про Чайковского, ни про Россию сия картина ничего не сообщает (ни нового, ни вообще). Оксимирон вопреки тизеру не читает рэп, а просто дурно играет».

О чем фильм Серебренникова?

События разворачиваются в ХIX веке в России. Супруга знаменитого русского композитора Петра Чайковского (Один Байрон) Антонина Милюкова (Алена Михайлова) узнает о нетрадиционной сексуальной ориентации своего мужа и, будучи не в силах смириться с этим, начинает сходить с ума.

Для Кирилла Серебренникова это уже третье попадание в основной конкурс Каннского кинофестиваля: в 2018 году был представлен фильм «Лето», а в 2021-м — «Петровы в гриппе». Новое творение режиссера выйдет в мировой прокат 14 июня 2022 года.

━━━━━

Никита Прунков