Полет нормальный: как санкции отразились на безопасности российских самолетов?
Авиаотрасль в РФ находится в непростой ситуации в преддверии сезона отпусков. Западные страны закрыли российским авиакомпаниям доступ к техобслуживанию, страхованию и новым поставкам зарубежных самолетов. Под запрет попали и поставки запчастей для Boeing, Airbus и других импортных самолетов в Россию. Разбираемся, как непростые условия скажутся на российской авиации и насколько безопасно летать внутренними авиалиниями.
Что будет с иностранными самолетами в РФ?
По данным РБК, больше 80% гражданских самолетов российских авиакомпаний — импортного производства. Например, только семь из 185 самолетов «Аэрофлота» сделаны в России. При этом даже российский Sukhoi Superjet 100 производится с использованием зарубежных деталей. А в парках S7 и «Уральских авиалиний» вообще нет российских самолетов — только европейские Airbus, американские Boeing и бразильские Embraer.
Росавиация разрешила «Аэрофлоту» самостоятельно проводить ТО всех зарегистрированных в РФ импортных самолетов. В ведомстве заявили, что у компании достаточно компетенций для обслуживания и ремонта судов иностранного производства. А в «Аэрофлоте» отметили, что смогут успешно обеспечить безопасность и регулярность полетов благодаря многолетнему опыту, профессионализму персонала и системе контроля качества.
Однако эту уверенность разделяют не все. Bloomberg сообщал, что запасов импортных запчастей у российских авиаперевозчиков хватит ненадолго — всего на три месяца. По данным агентства, авиакомпании РФ начнут разбирать импортные самолеты на запчасти, чтобы продолжить работу. Эксперты считают, что наладить в России производство иностранных деталей для самолетов невозможно, а производство отечественных судов не сможет восполнить дефицит на рынке.
Могут ли российские самолеты отключить от GPS?
О возможности отключения России от навигационной системы GPS в марте говорил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Руководитель госкорпорации отметил, что технически сделать это будет «очень сложно». «Орбитальная группировка GPS не может выборочно отключаться в направлении России и не отключаться по направлению других континентов, других стран», — объяснил Рогозин.
Кроме того, он сказал, что бояться отключения GPS не следует, поскольку эту систему можно заменить ГЛОНАССом. Он даже предложил установить российский навигатор на всех самолетах и во всех аэропортах РФ. Подготовиться к перелетам без GPS рекомендовала и Росавиация.
Директор авиакомпании «Геликс» Вадим Балдин считает, что замена GPS на ГЛОНАСС в РФ потребует дорогостоящих исследований. Это связано с тем, что установка дополнительного оборудования в самолете может повлиять на работу всего судна, поэтому ее надо согласовывать с разработчиком. «Все это стоит больших денег, из-за этого возникает вопрос: кто возьмет эти затраты на себя?» , — рассуждает Балдин. Возможно, на помощь придет государство — ранее президент РФ Владимир Путин поручил выделить не менее 110 млрд руб. на компенсацию расходов авиакомпаний на внутренние перевозки.
Насколько безопасно летать российскими авиалиниями?
Федеральное авиационное управление США (FAA) понизило рейтинг безопасности перелетов в РФ до второй категории. Однако Росавиация заявила, что санкции не скажутся на безопасности российских перелетов. В ведомстве также сообщили, что у США нет «фактических доказательств несоответствия воздушных судов российских авиапредприятий требованиям ИКАО».
Авиаэксперт Илья Шатилин уверен, что совершать перелеты на неисправных самолетах в России не будут. По его словам, число самолетов в парках российских авиакомпаний избыточно, и запчасти одних судов могут использоваться для ремонта других.
При этом он отметил, что самолеты в РФ будут дольше простаивать в ожидании запчастей. Это связано с тем, что запчастей будет поставляться меньше, а сроки поставки увеличатся, потому что будут проходить по «серым каналам». «Если до введения санкций нужная запчасть могла прийти за один день, то теперь это будет занимать неделю», — поясняет Шатилин.
Чуть бoльше обеспокоенности эксперта вызывает ситуация с базами данных на самолетах, которые могут перестать обновляться из-за санкций. По его словам, обновления софта на судне напрямую не влияет на безопасность полета, но «теоретически» безопаснее лететь на самолете с обновленной базой данных.
«Большинство технических центров в России принадлежат авиакомпаниям и, соответственно, работают в их интересах, им нет смысла экономить на ремонте, ставить контрафактные запчасти. Их задача — максимально продлить срок эксплуатации западного самолета», — подчеркивает Шатилин. Эксперт уверяет, что технические центры в России заинтересованы в поиске качественных запчастей и качественном выполнении работ.
━━━━━
Степан Липатов