Под птичьим пометом обнаружены роскошные рисунки древнеегипетских богинь
Археологи раскопали 46 потрясающих изображений богинь из Древнего Египта, которые ранее были погребены под слоями сажи и птичьего помета. Почти 2200 лет назад художники создавали подробные и красочные фрески на потолке храма.
Стервятник и кобра
Спустя столетия после того, как храм забросили, его красочные росписи покрылись сажей и грязью. Сооружение посвящено Хнуму, древнеегипетскому богу, связанному с плодородием и водой. Египетско-немецкая команда ученых очистила картины спиртом, заново представив миру их яркие цвета.
Иероглифы, высеченные на стенах храма, показали, что его использовали почти 400 лет — со времен фараона Птолемея VI и римского императора Деция. Об этом сообщает кафедра египтологии Тюбингенского университета в Германии.
На росписях храма изображены Нехбет — богиня, нарисованная в виде стервятника, и Уаджит — богиня с головой кобры и крыльями. Нехбет изображена в белой короне Верхнего Египта, а Уаджит — в короне Нижнего. Древние египтяне называли их «двумя госпожами». Они почитались как божества-защитники.
Многообразие цветов
Начертание имени богини Уаджит идентично обозначению растения папируса — символа Нижнего Египта. Ее имя переводится как «Зеленая», поскольку богиня считалась «несущей зеленую растительность». В то же время Нехбет называли «Госпожой вселенной» и «Госпожой пустынных земель». Будучи владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), Нехбет исполняла функции богини-матери и помогала при родах.
Источником царской власти и непобедимости в войнах фараоны считали именно покровительство этих богинь-защитниц.
Археологи обнаружили на потолке храма почти 50 разноцветных стервятников. Очищенные колонны показали, что древние египтяне использовали при росписи синие, зеленые, красные и желтые цвета.
«Раскрывшееся великолепие цвета, используемого в изображениях двух дам, Нехбет и Уаджит, ранее было неизвестно экспертам», — говорится в заявлении, опубликованном Тюбингенским университетом. Сажа и грязь на картинах мешали изучить их как следует.
До наших дней смог сохраниться только вестибюль храма (также известный как прона́ос). Будучи 37 м в длину, 20 м в ширину и 15 м в высоту, он был возведен через некоторое время после постройки других частей комплекса.
Раскопки археологов идут полным ходом. Команда будет публиковать подробности о новых находках в будущем. Работы по очистке и консервации картин продолжаются: более половины потолков и 8 из 18 колонн уже очищены и задокументированы.
━━━━━
Анастасия Дегтярева