Courtesy University of Tubingen
Courtesy University of Tubingen

Под птичьим пометом обнаружены роскошные рисунки древнеегипетских богинь

Их называли Госпожами Двух земель

Археологи раскопали 46 потрясающих изображений богинь из Древнего Египта, которые ранее были погребены под слоями сажи и птичьего помета. Почти 2200 лет назад художники создавали подробные и красочные фрески на потолке храма.

Стервятник и кобра

Спустя столетия после того, как храм забросили, его красочные росписи покрылись сажей и грязью. Сооружение посвящено Хнуму, древнеегипетскому богу, связанному с плодородием и водой. Египетско-немецкая команда ученых очистила картины спиртом, заново представив миру их яркие цвета.

Иероглифы, высеченные на стенах храма, показали, что его использовали почти 400 лет — со времен фараона Птолемея VI и римского императора Деция. Об этом сообщает кафедра египтологии Тюбингенского университета в Германии.

На росписях храма изображены Нехбет — богиня, нарисованная в виде стервятника, и Уаджит — богиня с головой кобры и крыльями. Нехбет изображена в белой короне Верхнего Египта, а Уаджит — в короне Нижнего. Древние египтяне называли их «двумя госпожами». Они почитались как божества-защитники.

Многообразие цветов

Начертание имени богини Уаджит идентично обозначению растения папируса — символа Нижнего Египта. Ее имя переводится как «Зеленая», поскольку богиня считалась «несущей зеленую растительность». В то же время Нехбет называли «Госпожой вселенной» и «Госпожой пустынных земель». Будучи владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), Нехбет исполняла функции богини-матери и помогала при родах.

Источником царской власти и непобедимости в войнах фараоны считали именно покровительство этих богинь-защитниц.

Археологи обнаружили на потолке храма почти 50 разноцветных стервятников. Очищенные колонны показали, что древние египтяне использовали при росписи синие, зеленые, красные и желтые цвета.

Courtesy University of Tubingen
Courtesy University of Tubingen
Courtesy University of Tubingen
Courtesy University of Tubingen

«Раскрывшееся великолепие цвета, используемого в изображениях двух дам, Нехбет и Уаджит, ранее было неизвестно экспертам», — говорится в заявлении, опубликованном Тюбингенским университетом. Сажа и грязь на картинах мешали изучить их как следует.

До наших дней смог сохраниться только вестибюль храма (также известный как прона́ос). Будучи 37 м в длину, 20 м в ширину и 15 м в высоту, он был возведен через некоторое время после постройки других частей комплекса.

Раскопки археологов идут полным ходом. Команда будет публиковать подробности о новых находках в будущем. Работы по очистке и консервации картин продолжаются: более половины потолков и 8 из 18 колонн уже очищены и задокументированы.

━━━━━

Анастасия Дегтярева