Фото из личного архива
Фото из личного архива

«Ребенку дорога либо в приют, либо в тюрьму»: россиянка о помощи африканским детям в Кении

«В Африке нет института семьи и брака — и, соответственно, семейной ответственности перед друг другом»

Из года в год в Африке фиксируют самую высокую в мире смертность детей в возрасте до пяти лет. Половина всех этих смертей происходит из-за голода. Это связано не только с уровнем развития стран, но и с отношением к самим детям, которые после рождения попросту оказываются не нужны родителям. На улице у них остается лишь три пути — смерть, тюрьма или частные приюты, которые строят белые иностранцы. Ко Дню защиты детей Африки мы поговорили с миссионером одного из таких приютов Анастасией Чернышевой. Она рассказала о том, как вместе с мужем помогает африканским детям, а также поделилась планами по строительству художественной школы в Кении.

«Без церкви не может начинаться социальная работа, а без еды невозможна вера»

Вместе с будущим мужем Пашей мы отучились в Строгановской художественной академии в Москве по специальности «Дизайн». В студенческие годы часто ездили в детские дома, интернаты и больницы, где мы разрисовывали стены, которые обычно совсем невзрачные. Так мы дарили детям хоть какие-то краски в жизни.

Потом наступило время для создания собственной семьи. У нас с мужем трое детей, одна дочка приемная. Долгие годы я вынашивала идею художественных мастер-классов в другой стране для нуждающихся. Такой шанс нам выпал в прошлом году, когда знакомые посоветовали отправиться в Кению.

С этими людьми я познакомилась в соцсетях — их я нашла благодаря выпуску Дудя (признан иноагентом в РФ) про «Русскую Замбию». Нам подсказали, что лучше присоединиться к миссии: так безопаснее находиться в стране, и рядом есть люди, которые в случае чего всегда готовы поддержать. Мы отправили заявку для миссионеров, и вскоре получили одобрение.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Миссия — организация, которая ведет духовную и социальную работу с местным населением. Для этого волонтеры на пожертвования и собственные средства строят церковь, приют и школы. Еще десять лет назад такое было невозможно представить: дети на улице продавали себя за еду и умирали от малярии, хотя лекарство стоило всего $3-4. Но у людей даже таких денег не было.

Вскоре сюда приехали наши директора, и все потихоньку стало меняться. Они построили приют «Папин дом», на попечении которого сейчас находятся 28 деток, а потом церковь и школу. Сначала голодного ребенка нужно накормить: без церкви не может начинаться социальная работа, а без еды невозможна вера.

Миссионер полностью сам себя обеспечивает едой и жильем. По большей части нас содержит Паша. Он успевает не только волонтерить, но и удаленно работать. Муж занимается графикой для компьютерных игр. Еще миссионер может найти для своего содержания спонсоров, которые будут оплачивать его проживание в стране. Но, к сожалению, не в нашем случае, ведь нас пять человек.

«Вместо школы дети увлекаются алкоголем, наркотиками и сексом»

Детей находили в канавах и просто на улице — среди них было много ВИЧ-инфицированных. В Кении, как и в большинстве африканских стран, нет детских домов. Ребенку дорога либо в приют, либо в тюрьму. Причем туда могут одновременно попасть как преступник, так и жертва — скажем мальчик, который напал на девочку — потому что второй негде жить.

И неизвестно, сколько времени они там проведут, потому что кажется, что в Африке правосудие не работает. Сильнее закона самосуд. Если ты что-то своровал, то тебе отрубят руку или пальцы на ней. Два года назад это случилось с мальчиком, который украл что-то в магазине.

Если ребенок остается в семье, то он растет отдельно от родителей, никто не занимается его воспитанием. Вместо школы дети увлекаются алкоголем, наркотиками и сексом. Бывает, что родители сами продают своих детей, а полиция просто закрывает на это глаза. В Африке нет института семьи и брака — и, соответственно, семейной ответственности перед друг другом. Родила мама и оставила ребенка на чужом пороге, потому что денег даже на себя не хватает.

Дети едят здесь один раз в день — твердую рисовую кашу и зелень. Курицу местные видят на столе только по праздникам. Повезет, если накормят в школе. Хотя и там детям приходится нелегко. Наша миссия время от времени проверяет условия обучения и содержания. Оказывается, нередко на ребенка поднимают руку, и это нормально. Мы пытаемся с этим бороться.

«Дети считают, что белые люди приехали сюда помогать, потому что должны»

В Африке все образование платное, поэтому родители не могут отправлять детей в школу. В нашей миссии есть проект, помогающий таким детям, — «Спонсорство ребенка». Он позволяет находить для конкретного ребенка спонсоров, которые будут оплачивать его обучение, включая канцелярию, школьную форму и еду.

Сейчас порядка 700 детей благодаря этому проекту ходят в школу. Мы с Пашей спонсируем одного мальчика: ежемесячно отправляем для него $45-50. К программе может присоединиться любой желающий, достаточно написать руководителю проекта.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Многие дети считают, что белые люди приехали сюда помогать, потому что должны. Местные называют их музунгу. Большинство светлокожих туристов приезжают сюда раздать детям конфет на камеру, посмотреть, как те дерутся за сладости, и потом уезжают. Детишек даже обучают правильно просить милостыню у «белых» и получать от них любую выгоду.

На самом же деле дети просто не обучены быть благодарными. По их мнению, чужестранцы привезли подарки и стали о них заботиться по воле божьей. И с помощью наших рук бог протягивает руку им. Поэтому для них так важна церковь и религия.

«Они даже не знали, как держать в руках кисть и карандаш»

Однажды я задумалась, какую пользу можем принести именно мы, художники. Одно дело, если дети научатся читать и писать, и совершенно другое — воображать и мечтать. Даже их мечты сводятся к увиденному по телевизору в кафе: они хотят стать актерами и футболистами. На этом кругозор ребят заканчивается.

После основных занятий в школе дети бежали к нам в класс на рисование. Параллельно мы проводили мастер-классы по рисованию в детской тюрьме — дети с восторгом в них участвовали. Так мы поняли, что нужно строить художественную школу, которая позволит детям иначе взглянуть на мир и себя.

Организаторы миссии предложили воспользоваться их землей. Необходимые материалы мы закупили в России на собственные сбережения и небольшие пожертвования. Проект получил название Art Can Help. Правда, теперь пожертвования на продолжение обустройства получать довольно сложно из-за отключения российских карт от международных платежных систем.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Сейчас к нам на занятия приходят дети из трущоб от 8 до 15 лет. На переменах мы даем им пайки с едой. В учебную программу входят живопись, вышивание, изучение истории искусств, культур разных стран. В этом месяце мы проходим архитектуру Древней Греции и строим макеты известных сооружений. До этого изучали творчество Клода Моне и Ван Гога. Настолько удивительно наблюдать, как дети сами берут книги по теме, копируют на коленках оттуда картины. Помню, в первый день они даже не знали, как держать в руках кисть и карандаш.

Мы планируем оставаться здесь еще два-три года, пока не закончим строительство художественной школы. По задумке сюда будут съезжаться волонтеры-специалисты со всего мира и в течение нескольких недель обучать детей своему ремеслу: например, резьбе по дереву или работе с керамикой.

Наша основная задача состоит в том, чтобы научить детей зарабатывать на творчестве. Кения — туристическое место, поэтому на рынках можно спокойно продавать свои поделки. Так ребятам удастся зарабатывать не только на еду, но и обучение. В прошлом году мы с детьми сделали подстилки на стол под горячее, потом я выставила их на продажу в интернете, а вырученные деньги отдала ребятам. Вы даже представить не можете их лица, когда они получили первое вознаграждение за труд.

━━━━━
Поговорила Эльвира Асмакиян