Менее самовлюбленные iGens: чем современная молодежь отличается от прошлых поколений
Каждое поколение формируется социальными, политическими и экономическими событиями дня. Психолог Джин Твенге нарисовала подробный портрет качеств, которые делают подростков уникальными, и культурных сил, формирующих их. Ее выводы тревожны, информативны, удивительны и проницательны. В честь Дня молодежи разбираемся, кто такие iGens и чем они отличаются от предшественников.
Теория поколений, сформулированная в начале 1990-х годов американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, дает представление о том, как исторические события и общественные перемены влияют на становление тех или иных людей. Она описывает цикл личностей со сходными чертами в характере, сформированными внешними факторами. Поколения меняются примерно каждые 20 лет, а через 80 лет цикл начинается заново. Беби-бумеры родились в период с 1943 по 1963 год. Поколение Х — с 1963 по 1980 год. Миллениалы (поколение Y) — с 1981 по 1996 год. Зумеры (поколение Z) — с 1997 по 2012. Новое поколение А грядет следом.
Кто такие iGens?
Джин Твенге называет поколение, родившееся между 1995 и 2012 годами (Z и A), iGens за их повсеместное использование iPhone, ценность индивидуализма, экономический контекст неравенства доходов и инклюзивность. В 2015 году такие люди составили 25% населения.
・iGens считают себя лояльными, сострадательными, вдумчивыми, открытыми, ответственными и решительными. Они соперничают, ведут себя спонтанно, предприимчиво и любопытно. Эти ценности определяют, как молодежь предпочитает тратить время, деньги и энергию.
・iGens знают цену деньгам и избирательны в покупательной способности.
・Любопытство — движущая сила интересов сегодняшней молодежи. Они стремятся получить как можно больше информации. Две наиболее важные карьерные цели для iGens — гарантия занятости и баланс между работой и личной жизнью.
・Молодые люди новых поколений менее оптимистичны, чем миллениалы, в отношении своих возможностей.
Как iGens ведут себя в Сети?
Российская молодежь, в отличие от старших поколений, потребляет информацию по-другому. У нее постепенно формируются собственные общественные и политические авторитеты. В то же время iGens имеют более слабое эмоциональное здоровье из-за новых медиа. Твенге считает, что средства массовой информации делают подростков более одинокими, тревожными и депрессивными, подрывают их социальные навыки и даже их сон.
iGens выросли со смартфонами и почти не помнят времени до Интернета. Они тратят от пяти до шести часов в день на обмен текстовыми сообщениями, игры, просмотр веб-страниц и видео. Согласно данным, российская молодежь регулярно пользуется Сетью в восемь раз чаще пожилых (74% против 9%).
Как показывают исследования, интерес к серьезным вопросам и политическому участию просыпается ближе к 25-30 годам, когда молодые люди начинают жить своим умом и активнее вовлекаются в анализ интернет-ресурсов. До тех пор базовые представления по политическим и общественным вопросам большинство из них заимствуют у окружающих взрослых.
iGens более хрупкие и уязвимые. Но это неизбежно
По словам Твенге, более двух часов скроллинга Интернета в день повышает риск серьезных проблем с психическим здоровьем. Она пишет, что последствия особенно серьезны для подростков младшего возраста.
Использование соцсетей означает, что молодежь проводит меньше времени с друзьями лично. В то же время онлайн-контент создает нереалистичные ожидания (в отношении счастья, образа тела и т. д.) и дает больше возможностей для ощущения себя обделенным, что, как теперь известно ученым, имеет тот же эффект, что и физическая боль. Девочки уязвимы особенно.
iGens проявляют больше заботы об окружающих. Они в большей степени, чем другие поколения, уважительны и учитывают разнообразие и толерантность. Тем не менее они отвергают оскорбительные высказывания больше, чем любое предыдущее поколение, и их высмеивают за их «хрупкость» и потребность в тревожных предупреждениях и безопасных пространствах.
Опрос молодежи крупных российских городов показал, что серьезную тревогу респондентов вызывают экономические проблемы и широко распространенное ощущение того, что их права в любой момент могут быть нарушены.
iGens не хотят взрослеть
Они растут медленнее. Взрослеть им неохота.
Теория истории жизни утверждает, что скорость роста подростков зависит от их восприятия окружающей среды: когда она кажется враждебной и конкурентной, люди выбирают «стратегию быстрой жизни», раньше создают большие семьи и сосредотачиваются на выживании. «Стратегия медленной жизни», напротив, реализуется в более безопасных условиях и позволяет вкладывать больше средств в меньшее количество детей.
Но реальность сложнее. Сегодняшние подростки ближе к родителям, чем предыдущие поколения, но их жизненный путь также определяется неравенством доходов, которое деморализует их надежды на будущее. По сравнению с предшественниками iGens считают, что у них меньше контроля над тем, как сложится их жизнь. Вместо этого они думают, что система уже настроена против них.
Как воспитывать новое поколение?
Современным детям нужно более тонкое воспитание. Однако дело не только в этом. Межпоколенческий анализ служит важным напоминанием о том, что жизнь формируется историческими сдвигами в культуре, экономике и технологиях. Поэтому мы, как общество, должны тщательно взращивать условия, в которых может процветать следующее поколение.
Мы не можем продавать технологии, которые захватывают внимание и привязывают людей к экрану, а затем удивляться, что они одиноки. Мы не можем продвигать социальные движения, которые способствуют сочувствию, уважению и доброте по отношению к другим, а затем разочаровываться в том, что наши дети такие чувствительные и хрупкие.
iGens менее самовлюбленны и самонадеянны, чем предыдущие поколения, зато больше готовы трудиться. Такие подростки обеспокоены социальной справедливостью. Они становятся все более разнообразными и менее пристрастными. Это означает, что в конечном итоге молодежь будет настаивать на более кооперативных, справедливых и эгалитарных системах. И в этой революции, скорее всего, сыграют роль социальные сети.
━━━━━
Анастасия Дегтярева