США без расизма и привилегий: почему американцы жалеют о своей независимости
4 июля США празднуют 246-й День независимости от Великобритании. Он был наиболее важным праздником для американского народа на протяжении всего времени существования Штатов. Но в последние годы День независимости превратился из национальной скрепы в еще одно яблоко раздора. Журналисты и активисты подвергают сомнению официальную трактовку событий 1776 года. А некоторые пишут, что независимые США вообще не должны были появляться на свет. Рассказываем, кто разрушает «миф американской государственности» и почему жители США начали ностальгировать о колониальном прошлом.
Краткий экскурс в независимость
4 июля 1776 года США провозгласили независимость от Великобритании. Формально декларацию приняли 2 июля на втором Континентальном конгрессе представителей 13 британских колоний. Однако подписали ее только через два дня — депутаты спорили из-за формулировки о «решительном осуждении работорговли», которую в итоге убрали из финального текста.
Американские колонисты приняли судьбоносное решение на фоне войны с британской короной за автономию. После не самого удачного начала боевых действий американцы решили обратиться за помощью к Франции. Декларация независимости позволила им заключить официальный договор с Парижем, что позволило переломить исход войны.
Формальная независимость позволила Франции вступить в войну в 1778 году. Вслед за ней против Британии открыто выступили Испания и Голландия. С их помощью американцы разбили британские войска и смогли усадить Лондон за стол переговоров в 1783 году, заставив его признать полную независимость США.
Америка начала отмечать 4 июля уже в 1777 году, однако памятная дата стала Днем независимости только 14 лет спустя. В 1870 году власти США сделали его выходным для госслужащих, а в 1938-м — оплачиваемым федеральным праздником.
День независимости остается для США главным патриотическим праздником и по наши дни. Его отмечают ежегодным военным «салютом единства» во всех штатах, американцы едут на пикники и участвуют в общенациональных фестивалях, а заканчивается празднество масштабным фейерверком.
Две истории Америки
Впрочем, в последние годы консолидирующая функция Дня независимости США заметно ослабла. Всему виной стал углубляющийся политический раскол Америки. Сначала он спровоцировал ожесточенные споры, затем привел к появлению альтернативных трактовок событий 246-летней давности, а в конце и вовсе оформился в два противоположных взгляда на историю США. Они нашли отражение в «Докладе 1776» и серии статей, объединенных названием «Проект 1619».
«Доклад 1776» был творением одноименной правительственной комиссии, сформированной по указу экс-президента Дональда Трампа для поддержки патриотического образования. Документ увидел свет 18 января 2021 года, всего за два дня до ухода Трампа из Белого дома.
Авторы доклада сформулировали консервативную трактовку истории США. В нем День независимости описывается как беспрецедентное событие, которое привело к созданию с нуля уникальной страны, объединенной на основе принципов (свобода, равенство, политическая легитимность, справедливость и т.д.), а не этнической или религиозной принадлежности. Особое место там уделили мудрости отцов-основателей США, придумавших эти принципы как «решение реальных проблем».
Создание «Комиссии 1776» было прямым ответом «Проекту 1619», вышедшему на страницах газеты The New York Times (NYT) в 2019 году. Он представляет собой серию из десяти текстовых эссе, одного фоторепортажа и сборника поэм и историй, объединенных темой расизма и его влияния на США.
«Проект 1619» рисует диаметрально противоположную картину становления Штатов. Его авторы отсчитывают историю страны с момента высадки в Америку первых африканских рабов в 1619 году. Войну за независимость они лишают патриотического лоска, показывая ее как борьбу колонистов за сохранение рабства, а отцов-основателей — как лицемерных рабовладельцев, заинтересованных только в своем богатстве.
По замыслу авторов, это должно было разрушить традиционный миф о том, что государственность США построена на битве за свободу и равенство всех людей.
С момента выхода на обе работы обрушилась жесткая критика со стороны профессиональных историков. Консервативный «Доклад 1776» обвиняли в стремлении «замазать» все темные пятна в истории США. А за революционным взглядом левого «Проекта 1619» увидели перегибы, ангажированность и вольное жонглирование историческими фактами.
Ненужная революция?
Тем не менее работа журналистов NYT была только вершиной айсберга. Еще до выхода в свет «Проекта 1619» в лево-либеральной среде США бытовали и более смелые идеи — их авторы не просто критиковали «миф о независимости», но и прямо ставили под сомнение целесообразность американской революции.
В основе всех рассуждений лежала та же логическая цепочка, которой воспользовался и «Проект 1619». Колонисты восстали из-за отмены рабства в Великобритании → победа американцев дала белым мужчинам-рабовладельцам слишком много власти → следовательно, поражение в войне сделало бы США страной получше.
В 2015 году колумнист журнала Vox Дила Мэттьюс подчеркивал, что в большей части Британской империи рабство отменили в 1834 году, а на территории самой Англии оно оказалось вне закона по меньшей мере с 1772 года — почти на век раньше, чем в США.
«Одного это достаточно, чтобы выступать против революции. Отсутствие десятилетий рабства — огромный гуманитарный успех, который почти наверняка перевешивает все то, что колонисты получили от независимости», — писал журналист. Он также доказывал, что сохранение колониального статуса помогло бы избежать массовых убийств коренных американцев.
Теми же аргументами в 2017 году оперировал и обозреватель либеральной газеты The New Yorker Адам Гопник. В качестве положительного примера он приводил Канаду и Австралию, которые тоже смогли добиться независимости, но сделали это мирными средствами.
«Никакой революции, и мы бы избавились от рабства раньше и более мирно, как это произошло в остальной Британской империи. Никаких "привилегированных институтов", никакой ужасной гражданской войны и ее чудовищных последствий, — отмечал он. — Вместо этого спокойное внутреннее развитие — менее жестокое и менее склонное чествовать негодяев, а не мирных трудяг. Мы могли бы стать социал-демократическим сообществом, растянувшимся с севера до юга, Канадой размером почти с континент. Но эта идея табуирована, революция по-прежнему остается священной в пропагандистской картине мира, которую сама же и создала».
━━━━━
Виталий Рюмшин