Станислав Красильников/ТАСС
Станислав Красильников/ТАСС

Сражение за ЛНР завершилось победой России. Что будет дальше?

После падения Лисичанска ВС РФ ожидает решающая битва за Донецкую область. Но ждать быстрого результата от нее не стоит

На выходных российские войска выбили ВСУ из Лисичанска, взяв под контроль всю официальную территорию ЛНР. Падение последнего форпоста Украины в Луганской области — большая военная и символическая победа. Однако до конца СВО все еще далеко. Разбираемся, куда теперь ударят российские войска, чего ждать от дальнейшего наступления и у кого будет больше шансов выйти победителем из противостояния.

Что происходит на линии фронта?

3 июля войска России и ЛНР заняли Лисичанск, остававшийся последним оплотом Украины в теперь уже бывшей Луганской области. Взятие города стало возможным после июньского прорыва в районе Горско-Золотого — ВС РФ сумели взять лисичанско-северодонецкую группировку ВСУ в оперативное окружение, вынудив украинцев отводить силы в Донецкую область под огнем артиллерии.

Отступление противника позволило ВС РФ взять остальные поселки в окрестностях Лисичанска и выйти к административным границам Луганской области. Сам город все еще зачищают от остатков украинских подразделений — по последним данным, отдельные очаги сопротивления все еще встречаются на его южных окраинах.

Telegram/@rybar
Telegram/@rybar

Украинское командование утверждает, что ВСУ сумели провести «организованное отступление» из-под Лисичанска. Судя по всему, они действительно увели оттуда основную часть войск и избежали полного разгрома. Однако отход был чреват для них большими потерями — особенно в тяжелой технике, в которой ВСУ и так испытывают острый дефицит. Теперь они перегруппировываются и готовят второй рубеж обороны по линии из населенных пунктов Северск — Соледар — Бахмут (Артемовск).

Куда ВС РФ будут бить дальше?

Основная задача российских войск остается прежней — для победы в битве за Донбасс им нужно выбить ВСУ из основного укрепрайона в Славянско-Краматорской агломерации. Он и будет главной целью последующего наступления.

Ликвидация лисичанского «выступа» открывает российским войскам новые возможности для этого. Сокращение линии фронта позволит усилить концентрацию огневой мощи на Востоке и пробиться к Славянску через линию Северск — Соледар — Бахмут. В идеальном варианте это нужно сделать до того, как ВСУ сумеют полностью перегруппироваться. Однако дальнобойная артиллерия Украины в Славянске вряд ли позволит взять рубеж с наскока.

Еще один вариант — усилить давление на Славянск и Краматорск сразу с нескольких направлений. Для этого ВС РФ могут перебросить часть войск на участок фронта южнее Изюма, где у них уже есть хороший плацдарм. Оттуда российские войска могут наступать прямиком на Славянск и оттянуть на себя часть украинской артиллерии, облегчив преодоление восточного рубежа обороны ВСУ. Но в таком случае им придется вести бои в сложной лесистой местности.

Высвободившиеся из-под Лисичанска подразделения также могут направить на укрепление участков фронта в Херсонской, Харьковской или Запорожской областях. Однако этот вариант менее вероятен — в ближайшее время на этих направлениях не предвидится наступления.

Чего ждать дальше?

От будущего наступления ВС РФ не стоит ждать стремительного результата. Операция в Лисичанске продемонстрировала, что российское командование решило играть в долгую и окончательно перешло к борьбе на истощение.

Основы стратегии истощения

Так называют одну из общепринятых военных стратегий. Ее главная задача — максимально ослабить противника, постоянно выбивая его человеческие и материальные ресурсы. К стратегии истощения прибегают в условиях, когда обе стороны ограничены в маневрировании, поэтому она не предполагает широкомасштабных наступлений или зрелищных окружений.

В основе этой тактики лежат методичное поражение передовых позиций противника, точечные удары по тыловой инфраструктуре и принуждение к невыгодным наступлениям. Постоянное воздействие призвано лишить врага материальных преимуществ, а затем вызвать материальный и психологический коллапс в его войсках. Если на тот момент ослабленная сторона еще не сдалась, то ее добивают решительным ударом.

Классическим примером современной стратегии истощения считают западный фронт времен Первой мировой, когда французы и немцы вели позиционные бои со ставкой на артиллерию. Во время Великой Отечественной к ней прибегала советская армия. В частности, истощение помогло одержать ей победу под Сталинградом.

Российская армия на Украине не может делать глубокие прорывы или быстро замыкать котлы из-за острой нехватки личного состава. По некоторым сведениям, даже в насыщенном войсками северном Донбассе на одну батальонно-тактическую группу (БТГр) ВС РФ приходится 5,5 км линии фронта. В Запорожской и Харьковской областях ситуация и того хуже — там каждая БТГр держит 14 км и 17 км. Это сильно ниже уставных нормативов, требующих отводить им максимум по 4,5 км.

В этих условиях ВС РФ сделали ставку на медленное выдавливание ВСУ с помощью тотального огневого превосходства и господства в воздухе. В Лисичанске и Северодонецке тактика истощения сработала. ВС РФ два месяца обрабатывали позиции ВСУ артиллерий, а затем сравнительно легко заняли агломерацию вместе с окрестностями в одно решающее наступление. Успех в ЛНР гарантирует, что ВС РФ будут придерживаться тактики истощения и дальше.

У кого больше шансов победить?

Успех в борьбе на истощение зависит от того, насколько быстро та или иная сторона добьется решающего перевеса в свою пользу. ВС РФ малочисленны, зато эффективнее выбивают материальные и человеческие ресурсы украинцев за счет дальнобойных орудий, ракет и авиации. При этом сами они менее чувствительны к выводу из строя техники — улучшенная по сравнению с мартом логистика позволяет ВС РФ оперативно восполнять потери.

В свою очередь, положение ВСУ спасают массовая мобилизация и поставки западного оружия. Напряжение всех сил в купе с иностранной помощью позволяет им подолгу держать оборону и даже успешно (хоть и с большими потерями) «огрызаться» на второстепенных направлениях, вроде Харьковской области и Змеиного.

Таким образом, сейчас силы России и Украины примерно равны. Малочисленная группировка ВС РФ не способна быстро «дожать» украинцев без привлечения мобилизационных резервов. А ВСУ не могут реализовать бесконечный приток ресурсов из-за неэффективности их использования — огромные потери Украины не в состоянии восполнить даже Запад.

Поскольку ни одна из сторон не добилась перевеса, говорить о переломном моменте еще рано. Исход СВО определится значительно позже — вероятно, все станет яснее ближе к осени.

━━━━━

Виталий Рюмшин