picture alliance/Hasan Bratic/ТАСС
picture alliance/Hasan Bratic/ТАСС

Неудавшийся изгой: история саудовского принца, одолевшего Байдена в его собственной игре

Всего год назад президент США обещал сделать из Мухаммеда бин Салмана изгоя. Теперь он вынужден ехать к нему на поклон под шквалом критики

13 июля президент США Джо Байден начинает поездку по Ближнему Востоку. Особое внимание в ней уделяют визиту в Саудовскую Аравию, который должен подвести черту под конфликтом Белого дома с наследным принцем Мухаммедом бин Салманом. Кронпринц — де-факто правитель королевства, который зарекомендовал себя как необычайно сложный партнер для Вашингтона. С 2018 года американцы пытались подвергнуть его остракизму за убийство оппозиционного журналиста. Но Мухаммеду удалось выйти из этой схватки победителем. Рассказываем, как 36-летний саудовский принц пришел к власти, поссорился с США и пришел к главному политическому триумфу в своей жизни.

«Господин все»

Еще семь лет назад Мухаммеда бин Салмана было сложно выделить из армии потомков короля Аль Сауда. Будучи членом королевской семьи, он едва входил даже в первую десятку претендентов на трон. Да и личных достижений у него не было — своей ранней карьерой он был обязан отцу, кронпринцу Салману, который протаскивал любимого сына по службе по мере приближения к трону.

Все изменилось 23 января 2015 года, когда скончался предыдущий правитель Саудовской Аравии Абдалла. Корона перешла Салману, а вместе с этим взлетела и карьера Мухаммеда — одним из первых указов отец поставил его руководить одновременно министерством обороны, советом по экономическому развитию и нефтедобывающей компанией Saudi Aramco.

Назначение на ключевые позиции в мгновение превратило сына короля из безликого королевского родственника в самого влиятельного человека Саудовской Аравии. Мухаммед быстро приспособился к новому статусу, чему способствовали огромная энергия (очевидцы говорили, что он работал по 16 часов в день) и незаурядный интеллект. В последующие годы он взвалил на себя столько обязанностей, что дипломаты прозвали его «Господин все».

Тогда же Мухаммед начал демонстрировать нескромные амбиции. В 2017 году он убедил отца передать ему титул наследного принца, который занимал племянник Салмана Мухаммед ибн Наиф. Через несколько месяцев новоиспеченный кронпринц консолидировал власть, устроив массовые чистки среди саудовской элиты под видом борьбы с коррупцией. Их жертвами стали и несколько потенциальных претендентов на престол — большинство из них оказались в заточении в шикарном отеле Ritz-Carlton, но некоторые погибли при загадочных обстоятельствах.

Напористость Мухаммеда бин Салмана позволила ему всего за два года уничтожить почти вековую систему власти в Саудовской Аравии. В прошлое ушли и старая схема престолонаследия, которая культивировала геронтократию, и принцип консенсуса в королевской семье, требовавший от монарха считаться с мнением влиятельных родственников. В новых реалиях единственным хозяином королевства стал сам кронпринц, правящий от имени престарелого и больного отца.

Политический разворот

Склонность к персоналистскому правлению сделала фактор личности кронпринца решающим во внешней и внутренней политике государства. Мухаммед умудрялся сочетать несочетаемое: продавал миру образ прогрессивной Саудовской Аравии в поездках по Кремниевой долине и Голливуду и одновременно демонстрировал абсолютную безжалостность к врагам.

Последнее в особенности касалось Ирана, в котором кронпринц видел главного регионального конкурента Эр-Рияда. Для борьбы с его влиянием в 2015 году Саудовская Аравия вмешалась в йеменскую гражданскую войну. В 2017-м монархии Персидского залива обвинили Катар в связях с Тегераном и устроили ему четырехлетнюю блокаду. Тогда же Мухаммед похитил премьер-министра Ливана Саада Харири, заподозрив его в поддержке проиранской Хезболлы.

Личные взгляды Мухаммеда и его экстравагантные методы ведения внешней политики также заложили бомбу под отношения Саудовской Аравии и США. Для Вашингтона более удобным партнером считался его предшественник Мухаммед ибн Наиф. Новый наследник трона же был недоволен тем, что Штаты постоянно читали королевству нотации по правам человека и отказывались принимать во внимание его мнение по важным для него проблемам, вроде ядерной сделки с Ираном.

Первой «ласточкой» будущего раскола между Эр-Риядом и Вашингтоном стала встреча короля Салмана и президента США Барака Обамы в конце 2015 года — на ней кронпринц нарушил дипломатический протокол, зачитав американскому лидеру монолог о его провалах на Ближнем Востоке. Отношения Мухаммеда с Белым домом окончательно пошли под откос в 2018 году, после громкого убийства саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи в стамбульском консульстве.

Все факты указывали на то, что в деле были замешаны саудовские власти и лично кронпринц. На фоне этого американские политики потребовали привлечь его к ответственности. А сам Мухаммед всерьез задумался о геополитическом развороте — и обратил внимание на Россию и Китай, которые, по его мнению, были не такими требовательными союзниками, как США. На изменения внимание уже на саммите G20 в Буэнос Айресе, во время которого кронпринц и президент РФ Владимир Путин обменялись «приятельским рукопожатием».

Триумф кронпринца

Скандал с Хашкаджи до поры до времени сдерживала администрация Дональда Трампа. Однако с приходом Джо Байдена все поменялось — едва вступив в должность, новоиспеченный президент опрометчиво дал «зеленый свет» докладам ЦРУ по делу Хашкаджи, сократил до минимума все контакты с кронпринцем и заморозил военную помощь саудовской армии в Йемене. Дошло до того, что во время одной из встреч Мухаммед накричал на помощника Байдена Джейка Салливана, стоило тому завести речь про злосчастного журналиста.

К началу 2022 года отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном оказались фактически замороженными. Но эскалация украинского кризиса дала наследному принцу возможность все переиграть. Саудовская Аравия отомстила Байдену в самый критический для его администрации момент, проигнорировав его призывы нарастить добычу нефти для сглаживания роста цен на топливо. Саудиты также начали демонстративно выходить из американских активов, разворачивать торговлю в сторону Китая и наращивать сотрудничество с Россией по линии ОПЕК+.

Неожиданные внешнеполитические кульбиты саудитов вынудили президента США лично ехать в Эр-Рияд для встречи с кронпринцем, несмотря на обещания сделать из него изгоя. Такое решение ожидаемо вызвало шквал критики и заставило Байдена публично оправдываться перед общественностью. «Однако никакое оправдание визита в королевство не может скрыть правды: это поражение для Байдена и личный политический триумф для Мухаммеда бин Салмана», — пишет обозреватель The New York Times Ясмин Фарук.

Готовность вернуть Мухаммеда на дипломатическую арену рассматривают как плату Белого дома за увеличение добычи нефти. Однако обозреватели все равно отмечают, что это не гарантирует успех визиту президента США — за прошедшие четыре года принц успел выстроить тесные личные взаимоотношения с президентом РФ Владимиром Путиным и установить контакт с лидером Китая Си Цзиньпином. А вот причин протягивать руку недружественному президенту США у Мухаммеда нет.

«Байден своими беспричинными и близорукими нападками, а также нежеланием честно оценить ядерную сделку с Ираном или всерьез принимать обеспокоенности саудитов отбил у них желание бросать ему спасательный круг, — пишет обозреватель портала 19fortyfive Майкл Рубин. — Возможно, в 2024 году нас ожидает перезагрузка. Но доверие с Эр-Риядом, которое Байден разрушил сначала под руководством Обамы, а теперь и самостоятельно, придется восстанавливать десятилетиями».

━━━━━

Виталий Рюмшин