Электрокар, который (возможно) никогда не выйдет: что известно про Apple Car
Компания Apple начала работать над созданием собственного электромобиля семь лет назад. За это время купертиновцы успели сделать небезопасный беспилотник, который может сбить человека, потеряли кучу сотрудников и порадовали автолюбителей примерно ничем. Как выяснил The Information, в ходе разработки Apple столкнулась со множеством проблем, поэтому прогнозы о скором релизе кажутся несколько преждевременными. Как зародилась идея проекта, какие сложности мешают разработчикам и стоит ли вообще ждать Apple Car? Разбираемся.
От Джобса до Кука: история проекта
Впервые идея создания автомобиля Apple появилась у бывшего главы компании Стива Джобса в 2008 году. По словам его советника Тони Фаделла, предприниматель общался с промышленным дизайнером Брайаном Томпсоном (он занимался проектом V-Vehicle) и всерьез планировал дальнейшее сотрудничество. Концепция V-Vehicle была простой, но амбициозной — сделать суперлегкую компактную бензиновую машину из экологичных материалов и ценой всего $14 тыс.
Несмотря на то, что Джобс был вдохновлен проектом, в Apple решили сосредоточиться на совершенствовании iPhone, а компания V-Vehicle (как и проект автомобиля) не сыскала успеха, поэтому была переименована и продана. В 2014 году, после смерти Джобса, в Apple все же вернулись к идее создания машины — тогда руководство корпорации посетило заводы BMW (у немецкого бренда уже были успешные электрокары BMW i3 и BMW i8), а уже через год они наняли специализированных сотрудников для проектирования нового электро-концепта.
С 2015 года новый генеральный директор Apple Тим Кук начал активно заниматься проектом и встречаться с представителями автомобильного бизнеса (например, с главой Fiat Серджио Маркионне). В то же время стало известно, что проект компании получил название «Титан», а Кук начал переманивать к себе сотрудников Tesla, Ford и др. В итоге, кроме шума и многочисленных «инсайдов» мы ничего не получили — компания планировала выпустить авто в течение пяти лет, но что-то пошло не так.
Проблемы, из-за которых Apple Car все еще не вышел
Концепция со времен Джобса изменилась и усложнилась. Стив планировал создать современный, но все же обычный автомобиль, а новое руководство захотело сделать самоуправляемое электрическое транспортное средство. Начиная с 2015 года Apple постоянно сталкивалась с различными кадровыми проблемами. В 2016-м компания уволила часть сотрудников, участвовавших в проекте «Титан» (при этом некоторые руководители вроде Стивена Задески уходили сами). Тогда же поползли слухи о приостановке проекта.
К 2018 году в сети еще обсуждали Apple Car, но со временем о нем стали забывать. Казалось, что нашумевший автомобиль никогда не увидит свет, но к началу 2020-х в сети начали появляться новые подробности и сливы потенциального дизайна машины. Хайп нарастал, и к Apple присоединились Ульрих Кранц (работал над электрокарами в BMW), Дези Уйкашевич (Ford) и еще ряд топ-менеджеров ведущих автомобильных компаний. Все бы ничего, но в Apple опять началась череда уходов и увольнений.
Текучка кадров привела к тому, что качество продукта начало откровенно страдать. По информации The Verge, главный недостаток беспилотника Apple Car — это его ПО: тестовые машины хорошо ездят только по заранее проработанным маршрутам. Так, в этом году один из тестовых электрокаров чуть не сбил пешехода из-за того, что ПО изменило направление. Система сначала идентифицировала прохожего как статичный объект, затем как стоящего на обочине человека и только после этого как пешехода. К счастью, ситуацию спас страхующий водитель, который успел нажать на педаль тормоза.
Концепция и дизайн
По данным The Information, в беспилотном электромобиле Apple не будет руля, педалей газа и тормоза, а также других привычных элементов управления. По замыслу авторов проекта, человек должен полностью довериться программе автопилота (после новостей о качестве ПО — звучит, конечно, сомнительно). Инженеры сделают сиденья полностью раскладывающимися, чтобы владельцу было удобно спать. Также в качестве развлечения в машине будут расположены большие выдвигающиеся экраны.
Что касается внешнего вида Apple Car, то тут тоже пока ничего неясно. Британская лизинговая компания Vanarama вдохновилась существующими продуктами и патентами Apple и представила свой вариант экстерьера.
Известный дизайнер Деванга Бора тоже показывал свой концепт Apple Car. По словам Боры, он хотел сделать что-то «очень радикальное», но при этом предложить простое транспортное решение. Выглядит футуристично и мило, но остается вопрос — а насколько будет удобно сидеть в этой крошечной капсуле? К слову, ни Vanarama, ни Деванга Бора не имеют отношения к компании Apple, поэтому ни один из представленных дизайн-проектов, скорее всего, не подтвердится.
И хотя презентации самого электрокара еще не было, Apple успел предложить другим автопроизводителям свое программное обеспечение CarPlay, урезанное до навигации и воспроизведения мультимедиа. Mercedes-Benz, Infiniti, Honda, Jaguar, Land Rover и многие другие крупные бренды уже согласились использовать систему Apple.
Стоит ли вообще ждать Apple Car
Журналисты The Information пообщались с двадцатью экс-работниками проекта «Титан» и выяснили, что глава Apple Тим Кук в него не верит и практически им не занимается. По словам опрошенных, безуспешность идеи связана с отсутствием лидера и нежеланием Кука брать ответственность за столь затратный и (возможно) провальный проект.
Генеральный директор Volkswagen Герберт Дисс также в успехе компании сомневается. По его словам, Apple ограничится продажей софта для автомобилей и вряд ли сможет создать полноценный электрокар: «Я не уверен, что Apple в конечном итоге действительно выведет автомобили на рынок. Это потребует больших усилий».
Несмотря на весь скептицизм, вероятность выпуска беспилотных электрокаров от Apple все-таки есть. В подкасте журналистки Кары Свишер Тим Кук обмолвился, что автомобильный сектор действительно очень интересен Apple, но никакой конкретики по выпуску Apple Car не дал.
В Bloomberg считают, что автомобиль должен выйти в продажу уже к 2025 году, а эксперты CNBC полагают, что к 2030 году компания должна продать порядка 1,5 млн авто. Это не очень много по сравнению с той же Tesla, которая только за 2021-й продала порядка 1 млн машин. Но не стоит забывать, что Apple в этом бизнесе новичок.
━━━━━
Никита Прунков