Edurne Tx /Unsplash
Edurne Tx /Unsplash

Правда ли, что язык ограничивает наши мысли?

Есть предположение, что да. Человек буквально не видит того, для чего слова нет

Вопрос о том, как связаны сознание и язык, давно волнует человечество. Еще Платон спорил, что первично — сознание или язык. В современной науке есть два противоположных подхода к этой дилемме.

Гипотеза лингвистической относительности

Эта гипотеза была разработана в 30-х годах ХХ века на основе работ двух лингвистов: Эдварда Сепира и Бенджамина Уорфа.

У нее существуют две формулировки:

— Строгая версия: язык определяет мышление и, соответственно, наши мыслительные способности ограничены языком;

— Мягкая версия: язык, наряду с традициями и окружением, влияет на мышление, но не определяет его.

Таким образом, гипотеза предполагает, что то, как человек видит мир зависит от языка, то есть, если в лексиконе есть слова для обозначения ста видов морского бриза, мы будет отличать их, если же понятия «бриз» не существует, мы не узнаем его, даже если ощутим на лице соленый ветерок.

Еще один простой пример — цвета. Психолог Жюль Давидофф провел эксперимент, в котором приняли участие представители народа химба из Намибии. У их языка есть интересная особенность: в нем нет слова для обозначения синего цвета, в их культуре он приравнивается к зеленому.

Испытуемым показали изображение с одним зеленым и 11 синими квадратами.

techinsider
techinsider

Задача была простой — найти синюю фигуру. В результате большинство опрошенных не справились с этим.

С другой стороны, у людей из племени химба есть множество слов для обозначения зеленого цвета. Во втором эксперименте они с легкостью отыскали немного отличающийся по оттенку зеленый квадрат, в то время как европейцы не смогли этого сделать.

Гипотеза универсальной грамматики

Эта гипотеза противопоставлена предыдущей. Американский лингвист Аврам Ноам Хомский предположил, что язык несет в себе генетический компонент, то есть варианты грамматик человеческих языков ограничены природой.

Ученый считает, что без этого изучение иностранных языков было бы невозможным. Также гипотеза объясняет, почему категории слов во всех лингвистических системах одинаковы: везде есть единицы с функциями существительных и глаголов.

Таким образом, согласно универсальной грамматической гипотезе, язык — порождение нашего сознания и никак его не ограничивает. Доказательством выступает то, что дети с трех лет начинают понимать грамматическое устройство родного языка, хотя фактически никто их этому не учил. Они быстро учатся использовать вспомогательные глаголы, составлять вопросительные и отрицательные конструкции, но явно не знают правил, по которым это нужно делать.

Обе гипотезы имеют как сильные, так и слабые стороны. Например, неизвестно, почему люди могут познавать что-то новое, если язык ограничивает наше мышление. Или непонятно, почему нам проще осознать уже названные феномены, если язык никак не влияет на мировосприятие носителя.

Современная лингвистика все еще ищет ответы на эти вопросы.