Родина комиксов: почему древнеегипетские рисунки плоские?
Мы с легкостью отличаем памятники древнеегипетского искусства — величественные скульптуры и необычную настенную живопись. Но почему все рисунки плоские? Неужели нация, которая смогла сконструировать пирамиды, не понимала, как сделать изображение объемным и реалистичным? Рассказываем, почему художники древнейшей цивилизации пренебрегали перспективой.
Контур лучше передает смысл
Для рисования трехмерного объекта необходимо создать иллюзию перспективы: художник должен учесть глубину, высоту, ширину и объем пространства. С другой стороны, плоские рисунки изображают только одну поверхность. В этом есть свои преимущества. Прежде всего, ярко выраженный контур. Он несет гораздо больше повествовательно-визуальной информации по сравнению со светотенью. По словам профессора египтологии Оксфордского университета Джона Бейнса, «проще понять что-то, если оно определено контуром».
В египетской культуре изображение — способ рассказать историю. Настенные рисунки повествуют о том, кто захоронен в гробнице и каковы были его деяния, а также содержат инструкции для умершего в загробной жизни. Таким образом, перспективой пренебрегали для создания ясного и понятного послания.
Например, плоское изображение помогало визуально отобразить социальный статус человека. Чем больше фигура по сравнению с другими, тем значимее был ее пост. Подобные трюки невозможны для трехмерного искусства, в котором акцент делается на пропорциях.
Неужели все плоское?
Египетские картины чаще всего органично вписаны в архитектурные памятники. Художники придавали объем изображению с помощью рельефного моделирования. Стены построек нередко украшают барельефы. При использовании этой техники контур рисунка подчеркивается тем, что вытачивается в камне.
Такие картины были обнаружены в гробнице Ахетхотепа — царского чиновника, жившего во времена V династии. Два писца не просто нарисованы на стене: их тела вырезаны на плоскости, чтобы добавить больше выразительности и деталей.
Египетское искусство похоже на современные комиксы. Древние творцы одни их первых придумали сочетать картинки и надписи: изображения отвечали за визуальное повествование, а надписи использовались для передачи информации, которую нелегко облечь в рисунок — тексты молитв, прославлений или мифических формул от бед и несчастий.