Продается все: как на Украине торгуют западным оружием
В последние месяцы журналисты и наблюдатели фиксировали множество сведений о торговле оружием на Украине. Киеву все сложнее скрывать растущие масштабы контрабанды — за пять месяцев СВО нелегальные магазины заполонили передовые образцы западного вооружения. Причем некоторые из них отправляют в Россию прямо с линии фронта. Украинские власти отрицают проблему, но НАТО и ЕС не на шутку обеспокоены тревожной тенденцией — ведь ее истинные масштабы не знают даже западные разведки. Рассказываем, как украинцы торгуют военной помощью и что Запад собирается делать с этим.
Что известно о торговле украинским оружием?
Сообщения о продаже поставленного на Украину западного оружия начали появляться с июня. Чаще всего объявления о продаже товаров выкладывают на нелегальных маркетплейсах в даркнете.
На разных площадках можно найти стрелковое оружие, гранаты, бронежилеты, противотанковые ракетницы Javelin, NLAW и Panzerfaust 3, а также американские дроны-камикадзе Switchblade в 300 и 600 модификациях. Выставленные лоты торгуются значительно ниже рыночной стоимости. Американские ПТРК Javelin выставляют по $30 тыс. за штуку при официальной цене в $176 тыс. За Switchblade 300 дельцы просят $4 тыс., тогда как западные СМИ оценивают их минимальную стоимость в $6 тыс. А старые немецкие ПТРК Panzerfaust 3 и вовсе можно приобрести по $670.
В одном из маркетплейсов прямо указано, что продавцы оружия находятся в Киеве и уже успели закрыть порядка 40 сделок. Проверить достоверность этих данных практически невозможно — объявления размещают анонимные пользователи, да и сами магазины в даркнете нередко оказываются фейковыми.
На свет также всплывало несколько случаев продажи тяжелой техники прямо на линии фронта. В конце июня юрист Режис де Кастельно сообщил, что ВСУ передали российским войскам две французские самоходные артиллерийские установки Caesar. Позже факт сделки подтвердили на «Уралвагонзаводе», куда доставили машины, а также в болгарском издании Bulgarianmilitary.com. Украинские дельцы оценили технику в $120 тыс. Реальная стоимость САУ Caesar — $7 млн.
По неподтвержденным данным, украинцы также вели с ВС РФ переговоры о продаже одной РСЗО HIMARS вместе с боекомплектом. Предположительно, ВСУ должны были оставить комплекс в серой зоне на линии соприкосновения, общая сумма сделки могла достигнуть $1,2 млн ($880 тыс. за саму установку и $330 тыс. за ракеты). Информация об этом появилась в середине июля в российских Telegram-каналах. Однако нет никаких подтверждений того, что передача состоялась или вообще планировалась.
Как устроена торговля оружием?
Вскрывшиеся факты торговли военной помощью на Украине могут быть лишь верхушкой айсберга. Точные объемы продаж оружия и обмундирования не знает никто — даже западные разведки, которые сами признаются, что теряют контроль над перемещением поставок, едва они пересекают украинскую границу.
Из обрывочных сведений можно заключить, что украинские контрабандисты вывозят оружие по нескольким маршрутам. Первый пролегает через границу с Румынией и Молдавией — преступники активно пользовались им еще до начала СВО, перевозя вооружения вместе с мебелью и другими товарами. В условиях боевых действий контрабанду могут отправлять вместе с зерном — на фоне морской блокады Украина нарастила сухопутные поставки через эти страны. Существование южного коридора косвенно подтверждает и решение ЕС создать в Молдавии центр по борьбе с контрабандой оружия и людей из Украины.
Еще один маршрут может уходить в Польшу, о чем свидетельствуют отзывы покупателей из даркнета. Большинство из них составлены на польском языке — а в одном из них пользователь жалуется на неработающий Javelin и вместе с этим приводит детали сделки.
«Получили товар после 16 дней ожидания. Тайник был в лесу недалеко от польской границы. Пришлось заплатить пограничникам за то, чтобы они "закрыли глаза" на нас. При осмотре выяснилось, что Javelin не включается. Измерили напряжение в аккумуляторе — его просто нет. Похоже, им не пользовались годами. Он лежал на полке, и аккумулятор просто сдох», — написано на сайте.
Похожие факты приводит и Европейское полицейское агентство (Европол). Ведомство считает, что при реализации контрабандного оружия преступники задействуют целую сеть тайников на границе, а некоторые партии идут через официальные пограничные переходы. В контрабанде также подозревают украинских беженцев, которые могли тайно перевозить оружие через границу.
Что говорят об этом на Украине?
Украинские власти решительно отвергают все обвинения, называя их «российской пропагандой» и «искусственно созданной проблемой». Тем не менее отдельные чиновники осторожно признают, что нечестные дельцы умудряются зарабатывать на всем — в том числе на бесплатной гуманитарной помощи, которая оседает на прилавках магазинов по дороге на фронт.
«Даже товары армейского назначения реализуются за денежные средства. Мы такие факты установили», — заявил 5 июля глава Бюро экономической безопасности Украины Вадим Мельник.
На Западе же не на шутку обеспокоились распространением контрабандного оружия из Украины. Глава Интерпола Юрген Шток призвал создавать базы данных для «отслеживания судьбы каждой винтовки и ракеты», передаваемой ВСУ. По его словам, в противном случае в руки преступных группировок начнет попадать и тяжелое вооружение. Европол добавил, что наибольшего скачка нелегальной торговли следует ожидать после окончания активной фазы боевых действий.
13 июля газета Financial Times сообщила, что НАТО и ЕС намерены ужесточить контроль за поставками оружия. «Оружие привозят в Польшу, откуда его доставляют к границе с Украиной и развозят по разным направлениям. После этого мы ничего не знаем о его местоположении — куда оно уходит, где используется и остается ли вообще в стране», — рассказал собеседник издания.
Под давлением Запада Киев пошел на кадровые перестановки в силовых структурах. В частности, проблемы с контрабандой называют одной из причин недавней отставки главы СБУ Ивана Баканова. Однако ни у кого нет уверенности в том, что ситуация поменяется.
«Очень сложно побороть нелегальную торговлю и контрабанду, — заявила глава минобороны Чехии Яна Чернохова. — Мы не смогли сделать это в бывшей Югославии и, возможно, не сумеем избежать их на Украине».
━━━━━
Виталий Рюмшин