Ryoji Iwata/Unsplash
Ryoji Iwata/Unsplash

Японцы, корейцы или китайцы: почему нам сложно различать лица людей другой расы

Некоторые считают, что это связано с расизмом. Когнитивисты говорят, что он здесь ни при чем

Мы легко отличим Жерара Депардье от Роберта Де Ниро. Но порой при взгляде на фотографии представителей азиатской внешности нам кажется, что все они примерно одинаковы. И действительно: людям европеоидной расы трудно узнавать монголоидные лица. Новое исследование стимуляции мозга показало, что все дело в когнитивных визуальных навыках, а не в социальной предвзятости, как могло казаться многим.

Почему проблема распознавания лиц не связана с расизмом?

Существует так называемый эффект кросс-расы (или перекрестный расовый эффект) — тенденция легче распознавать лица, принадлежащие к собственной расовой группе. Есть несколько теорий относительно того, как он работает.

Внутригрупповое преимущество

Обладая внутригрупповым преимуществом, люди судят о членах своей группы более позитивно. Другими словами, если вам нравится пицца с ананасами, вы будете осуждать тех, кто ее не любит, и больше обращать внимание на тех, кто разделяет ваш вкус: если товарищ по любви к ананасам принадлежит к монголоидной расе, вы быстро начнете узнавать его в толпе других, не путая с кем-то еще.

Социальное познание

Ученые также заключили, что люди склонны более категорично относиться к членам чужой группы и более индивидуально — к соплеменникам. Так, мы обычно не замечаем тонкие различия в оттенке кожи, размере губ или толщине бровей чужих рас. Это доказывает, что межрасовый эффект на самом деле имеет больше общего с разными уровнями когнитивной обработки, чем с расой.

Другая причина, по которой может возникнуть межрасовый эффект, заключается в том, что на восприятие часто влияют мотивы, ожидания и социальное познание. Так, исследования показали, что, если мы видим со спины прохожего с прической в стиле афро, мы автоматически причисляем его к негроидной расе.

Когнитивное игнорирование

Другой набор теорий фокусируется на том, как социальная категоризация и индивидуализация искажают память. Некоторые исследователи считают, что неспособность членов своей группы распознавать различия в чертах членов чужой можно объяснить когнитивным игнорированием.

Так, когда человек европейской внешности смотрит на азиата, он автоматически кодирует его лицо без обработки уникальных особенностей. В результате возникает ложная идентификация. Следовательно, у нас хуже память на лица представителей другой расы, и поэтому мы с меньшей вероятностью узнаем их.

И все-таки на человека влияет опыт, а не расовые предрассудки

Долгие годы социологи придерживались мнения, что эффект другой расы (ЭДР), который обнаружили еще в 1960-х годах, свидетельствует о том, что люди менее мотивированы общаться с представителями других рас. Именно это, по мнению экспертов, приводит к более слабому распознаванию лиц.

В исследовании 2003 года ученые показали участникам из Южной Африки и Англии фотографии различных лиц, а затем спросили их, видели ли они какое-либо из них раньше. Некоторые чернокожие участники смогли точно идентифицировать белые лица. Это было напрямую связано с количеством межрасовых контактов: чернокожие добровольцы были студентами, которые регулярно общались с белыми в университете.

В исследовании 2022 года когнитивисты также предположили, что межрасовый эффект основан на недостатке визуального опыта. Ученые обнаружили, что, если систематически нарушать способности узнавания с помощью стимуляции мозга электрическим током, его способность распознавать лица в целом остается неизменной независимо от того, какова этническая принадлежность этого лица.

В этом ученым помог метод парадигмы эффекта инверсии, который позволяет тестировать добровольцев, показывая им изображения людей как в привычном вертикальном виде, так и перевернутые вверх ногами. С его помощью эксперты проанализировали результаты заданий по распознаванию, включавшие обычные и перевернутые западно-кавказские и восточноазиатские (китайские, японские, корейские) лица.

Итоги исследования показали, что люди гораздо лучше распознают представителей своей расы в вертикальном положении и тех, кого уже видели раньше. Эффект другой расы действительно определяется эффектом инверсии лица и обусловлен опытом, а не расовыми предрассудками. Другими словами, нам действительно проще запоминать и распознавать лица, которые мы видим чаще. Это поможет будущим исследователям уточнить, какие меры следует и не следует использовать для изучения важных социальных проблем.

━━━━━

Анастасия Дегтярева