Фу, гадость, продолжай: почему людям нравятся мерзкие вещи?
Мы можем с наслаждением наблюдать, как давят прыщи или как маньяк расчленяет жертву в «Пиле». Неприятные картинки словно завораживают нас. Почему же противные вещи так привлекательны? Рассказываем, зачем нужна брезгливость и почему мы получаем удовольствие от мерзостей.
Что такое отвращение?
Это важный аспект поведенческой иммунной системы, который защищает организм от опасностей. Действительно, брезгливость не позволит нам целовать помойную крысу или пробовать экскременты. «Отвращение спасает нас от инфекций на эмоциональном уровне», — говорит профессор психологии Мичиганского университета Джошуа Аккерман.
Существует «первичное» и «вторичное» омерзение. Одно сформировалось в ходе эволюции: люди научились держаться подальше от нечистот, паразитов, крыс, крови и гноя — всего, что может быть источником патогенов.
Следующий подвид связан с правилами общественной морали. Его мы испытываем при мысли о продажных политиках, насильниках, педофилах и пытках.
И «первичное», и «вторичное» отвращение зарождаются в орбитофронтальной коре. При этом активность отделов, которые отвечают за сочувствие и восприятие других людей как личностей снижается. Именно поэтому мы порой воспринимаем бомжей как кучу мусора и не испытываем к ним жалости. Отвращение также лежит в основе ксенофобии: еще в древности люди испытывали неприязнь к отличающимся особям и старались их сторониться.
Почему мы любим гадости?
Они притягивают наше внимание, так как несут потенциальную опасность: отвратительные вещи прочно заседают в голове. Более того, их ликвидация сопровождается выбросом эндорфинов. Например, людям сложно игнорировать ползущего по столу таракана: его нужно сразу же прихлопнуть, а также убедиться, что он мертв. При виде трупа мы испытываем радость и облегчение, так как теперь точно знаем, что вредитель повержен.
Реакция отвращение-удовольствие заставляет людей часами наблюдать за потенциально неприятными вещами, такими как видео с выдавливанием прыщей. Процесс устранения нагноений работает как гипноз: внимание сосредотачивается на мерзком бугорке, и мы не успокаиваемся до тех пор, пока кожа под пальцами дерматолога не становится чистой и здоровой.
Некоторые ученые связывают наше рвение к противным вещам с «доброкачественным мазохизмом»: фанаты ужасов могут часами наслаждаться отвратительными кровавыми сценами, несмотря на то, что подобные зверства обычно отталкивают людей.