manu schwendener/Unsplash
manu schwendener/Unsplash

Стакан наполовину полон или наполовину пуст? Кто такие оптимисты и пессимисты?

Оказывается, мы генетически предрасположены к той или иной ментальности

Сегодня из каждого утюга звучит призыв к позитиву: он возведен в культ. Психологические тренинги обещают за чисто символическую сумму перепрограммировать вас на радость и успех. Однако все не так просто. Рассказываем, кто такие оптимисты и пессимисты и почему не стоит менять ваш склад мышления.

Чем они отличаются?

Оптимизм и пессимизм — два противоположных подхода к жизни: первый предполагает веру в наилучший исход, в то время как второй — в наихудший. Это относится не только к людям: у животных тоже разные ожидания.

Например, собаки. В Сиднее провели эксперимент: питомцев приучили к двум звукам, которые отличались на октаву. Первый означал, что песику нальют воды, а второй — молоко. Когда собаки выучили команду, исследователи сыграли им третий, смешанный звук. При этом животные повели себя по-разному: некоторые с радостью спешили к миске в ожидании вкусного молока, в то время как другие были уверены, что получат воду и не испытывали восторга.

Психология людей работает так же: при прочих равных часть будет верить, что все сложится хорошо, а остальные посчитают будущее опасным и безрадостным.

Почему люди оптимистичны или пессимистичны?

Все дело в генетике: мы наследуем тот или иной тип мышления. Чем выше уровень серотонина, норадреналина и окситоцина, тем оптимистичнее индивид.

Организм пессимистов хуже воспринимает эти вещества: они физиологически не способны постоянно поддерживать положительный настрой. Даже если такие люди будут каждый день искусственно повышать содержание гормонов счастья в крови, по-настоящему их характер не изменится.

Таким образом, оптимизм и пессимизм связаны со строением окситоциновых рецепторов. Исследование ученых из Калифорнийского университета это подтвердило.

Они изучили 326 человек: испытуемые прошли психологическое тестирование которое показало кто из них чаще подвергается стрессу и депрессиям. После этого эксперты проанализировали их ДНК: те, у кого в гене рецептора окситоцина было два аденина оказались менее восприимчивы к гормонам счастья и более пессимистичны, аденин и гуанин — менее пессимистичны, а два гуанина — оптимистичны.

Нужно ли становиться оптимистом?

Конечно, генетика — не приговор, однако не стоит переступать через себя и ломать характер. И оптимисты, и пессимисты имеют сильные и слабые стороны. Например, нереалистично высокие ожидания первых не дают адекватно строить бюджет и своевременно реагировать на очевидные угрозы: позиция «все будет хорошо» зачастую негативно сказывается на будущем человека.

С другой стороны, пессимисты часто оказываются готовы к нежелательным вариантам развития событий из-за врожденной настороженности.

Таким образом, менять себя — не выход. Нужно научиться жить с тем, что дала природа и реализовывать сильные качества той ментальности, которая тебе досталась.