книги
John-Mark Smith
John-Mark Smith

Хочу почитать книгу, но все вокруг отвлекает. Что делать?

Лучший способ — отключиться на время от соцсетей и новостей. Если такой возможности нет, возьмите карандаш и выписывайте цитаты

Чтение в такое нелегкое время может стать настоящим испытанием, ведь вокруг так много отвлекающих факторов. Следом нескончаемому потоку новостей из Украины идут сообщения о конфликтах на Тайване, в Косово и Израиле. Как наконец отвлечься от этого и сконцентрироваться на книге, простаивающей на полке в ожидании своего часа? Ко Всемирному дню книголюбов (9 августа) мы спросили об этом у литературного критика Константина Мильчина.

Как сосредоточиться на чтении, когда все отвлекает?

Самый простой, не очень оригинальный, но действенный совет — отключать социальные сети, а еще лучше просто отложить телефон. Так вы избавите себя от информационных шума и тревоги, хотя бы на время. Конечно, если это позволяет сделать работа. Для тех, кто должен быть постоянно на связи, есть и другие методики.

Некто Франческо Чирилло придумал так называемый «метод помидора». Вы засекаете на таймере 25 минут и посвящаете его только одному занятию, в нашем случае чтению. И больше за этот период ни на что не отвлекаетесь.

Еще один способ — чтение книги с карандашом. Таким образом ваше чтение становится более осознанным. Можно выписывать важные цитаты и мысли в блокнот или в заметки. Только выделяйте комфортное время для этого, превращая чтение в обязанность лишь перед собой и книгой. Если же вы сильно устаете в течение рабочего дня, а дома уже нет сил открывать книгу, то всегда можно почитать или послушать ее в дороге на работу.

Какой формат при рассеянном внимании лучше — бумажная, электронная или аудиокнига?

Для некоторых информация проще заходит через уши, поэтому кому-то будет проще слушать книгу. Однако, как выяснилось, россияне все же голосуют за бумагу. Даже юные тиктокеры, рожденные в эпоху широкополосного интернета, понимают, что книжный формат проверен веками, и отдают предпочтение ему.

С другой стороны, читать можно в удобном для себя формате. Преимущество аудиокниги состоит в том, что во время прослушивания можно заниматься другим делом: пойти на пробежку, готовить или убираться. Например, я всегда во время готовки сложного блюда слушаю что-нибудь. Если вам не нравится слушать аудиокниги, то, скорее всего, вы просто включили в свое время не ту: не с тем содержанием, не с той озвучкой.

Другое дело, если у вас вообще нет привычки читать, либо вы в какой-то момент перестали это делать регулярно. Тогда стоит выбрать книгу, которая вам заведомо симпатична по жанру и слогу. Книга — наиболее полезный и доступный формат досуга, который стоит дешевле многих других занятий. Кроме того, книга позволяет развивать критическое мышление.

Что читать в такое нелегкое время?

Бессмысленно советовать всем читать одни книги — ведь врач не скажет всем принимать аспирин. Даже нынешнее время каждый проживает по-своему. Главный вопрос лишь в том, как вы воспринимаете чтение и что от него ждете. Сейчас носятся с «Историей одного немца» Себастьяна Хафнера, якобы она способна все объяснить. Но при этом все забывают о книгах Виктора Клемперера, который гораздо глубже, тоньше и интереснее описывал те события.

Опять-таки, читать книги о предыдущих конфликтах и людях тех времен, чтобы найти в них успокоение, — это некий обман. Разве что заниматься таким образом самобичеванием. Текстов, которые могут поменять отношение к теме, очень мало. А обо всех великих произведениях уже давно известно.

Анархист князь Кропоткин в своих мемуарах пишет, что эпопея «Война и мир» на 50 лет превратила русское общество в пацифистское — вплоть до Русско-японской войны. До тех пор и в помине не было каких-либо крупных милитаристских подъемов. По сути, одному роману удалось превратить неприятие силового решения конфликтов в доминирующую идеологию читающей публики. Но это один из величайших романов за всю историю литературы.

Значит, литература может изменить человека?

Одна книга вряд ли сможет изменить взгляды человека. К тому же мы живем в эпоху постмодернизма, когда все выворачивается наизнанку. Любой текст можно поставить на службу любой идеологии, просто какие-то тексты труднее этому поддаются. Конечно, хочется верить, что люди, читающие много великих произведений, принимают более правильные решения в экстремальной ситуации.

Литература в силах чуть-чуть изменить человека в лучшую сторону. Но она не может ничего предотвратить и не может никого спасти. Вера в то, что человек начитанный и образованный меньше склонен к жесткости, далека от реальности. Я всегда привожу пример французского генерала Поля Оссареса, участвовашего в битве за Алжир в 1957 году. Франция пыталась подавить восстание алжирцев, вторые отвечали диверсиями и терактами. Оссарес командовал разведкой десантной дивизии, он отлавливал подозреваемых в связях с повстанцами, потом их пытал и убивал. Все это он подробно описал потом это в мемуарах. И Оссарес был не просто хорошо начитан, он был филологом по образованию. И это образование ему никак не помешало.

Конечно, очень хотелось бы верить Бродскому, который в своей Нобелевской речи утверждал, что человек, читавший Оливера Твиста, никогда не причинит вред ребенку. Но мы же понимаем, что это не так. Чтение не избавит нас от таких людей, но хотя бы уменьшит их количество. Культура не всесильна, но бесконечно важна: она смягчает нравы, воспитывает людей, способствует образованию правовых государств и справедливому устройству общества. Но не стоит считать ее универсальным лекарством.