Тормоз в пол: как российский авторынок выруливает из-под санкций?
Прекращение поставок западных запчастей из-за санкций едва не убило российский авторынок. Объем производства автомобилей сократился, да и сами россияне стали отказываться от покупки новых машин в силу экономии. Тем временем китайский автопром приходит на смену западному не так быстро, как от него ждали. Разбираемся, что сейчас происходит в автомобильной отрасли РФ и как можно улучшить ситуацию.
Авторынок осторожно едет в гору
Российский авторынок показывает глубокое падение относительно прошлого года. Продажи новых легковых машин в РФ в июле 2022-го снизились, по разным данным, на 60-75% относительно аналогичного периода 2021 года. По результатам опроса сервиса коллтрекинга Calltouch, каждый десятый житель РФ отказался от покупки машины в 2022 году. При этом в месячном выражении рынок все же показывает рост. В июле 2022 года отечественные дилеры продали на 9% больше легковых автомобилей, чем месяцем ранее.
Похожая ситуация складывается и в сфере производства автомобилей. Выпуск новых легковушек упал в июле 2022 года на 80% по сравнению с тем же месяцем 2021 года, а в июне падение год к году составило почти 90%. Тем не менее цифры показывают, что российский автопром прошел пик своего падения и теперь постепенно восстанавливается. Выпуск новых автомобилей в июле 2022 года вырос более чем на 40% относительно предыдущего месяца.
Производство автомобилей замедляется из-за нехватки импортных запчастей, а параллельный импорт пока не может восполнить всего дефицита, объясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В беседе с PostNews специалист посоветовал не ждать мгновенных изменений в отрасли.
Вместе с этим все меньшую долю российского рынка занимают европейские модели. Заводы западных автоконцернов стоят, а экспорт автомобилей из Европы, США и Японии остановился. Французский гигант Renault уже продал российские активы, а недавно сообщалось, что от своего бизнеса в РФ отказывается Mercedes-Benz. Компания планирует продавать свой подмосковный завод, его покупателями могут стать дилер «Автодом» или производители из Китая. При этом эксперты сомневаются, что производство «мерсов» в РФ удастся сохранить.
Тем не менее Баранов отметил, что на рынке пока сохраняется разнообразие, так как «парк имеющихся в стране автомобилей продолжают эксплуатировать». Благодаря этому у российской автомобильной отрасли еще есть время, чтобы перестроиться.
Китай дает по тормозам
Тем временем Китай, вопреки всем надеждам, не спешит спасать российскую автомобильную отрасль. Хотя доля машин из Поднебесной на рынке выросла почти до 25% (бренды Geely и Cherry входят в топ-5 продаваемых), она все еще слишком мала, чтобы заполнить оставленные западными гигантами пустоты.
Баранов уверен, что российский рынок интересует китайских производителей, но им необходимо время, чтобы выйти на него. «Отечественный рынок отличается высоким уровнем развития, здесь большая конкуренция», — рассуждает эксперт.
При этом открывать новые производства китайцы не торопятся, потому что боятся вторичных санкций. От своих планов выпускать автомобили на площадях УАЗа отказался автоконцерн Chery, так как завод попал под ограничения ЕС. Сейчас китайская компания ищет новую производственную площадку, и, возможно, ей станет завод одной из ушедших европейских корпораций или другое предприятие группы «Соллерс», которой принадлежит УАЗ.
У китайской компании могут возникнуть проблемы с получением господдержки. Из-за этих сложностей запуск производства будет откладываться, и рынок будет наполняться медленнее. Тем временем дилеры сообщают, что Chery поставляет машин в полтора раза меньше обещанного.
По словам Баранова, китайскому бизнесу нужно решить, готов ли он вложить значительные средства в продвижение в РФ. «К тому же действия по выходу на новый рынок, вне зависимости от отрасли, требуют времени, они не делаются мгновенно, не стоит ждать этого и от китайских автомобильных компаний», — заявил аналитик.
Господдержка поможет разогнать производство
Согласно июльскому прогнозу главы Минпромторга Дениса Мантурова, выпуск и продажи новых автомобилей в РФ сократятся наполовину по итогам 2022 года. Баранов допускает, что ситуация может измениться в лучшую сторону так, что объемы производства в отрасли сократятся на 30-35%. При этом продажи, по мнению эксперта, могут сократиться даже на 60% из-за сокращения доходов россиян.
Улучшить положение российского авторынка могут госпрограммы, считает специалист. Для поддержки спроса на розничном рынке действуют программы льготных кредитов «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Чтобы стимулировать бизнес пользоваться автомобилями, работают программы льготного лизинга: «Доступная аренда», «Свое дело», «Российский тягач» и «Российский фермер».
Производители, в свою очередь, получают льготы, субсидии и гарантии. Для развития автопромышленности в РФ действует программа специальных инвестиционных контрактов. Благодаря ним производители могут привлекать дополнительные инвестиции из Фонда развития промышленности для развития своих предприятий.
Отрасль получила серьезный удар, но самую глубокую точку падения уже прошла, и теперь восстанавливается. Этот процесс будет долгим, а его скорость будет зависеть, в первую очередь, от покупательской способности россиян и успешности государственных программ поддержки.
━━━━━
Степан Липатов