Валерий Шарифулин/ИТАР-ТАСС
Валерий Шарифулин/ИТАР-ТАСС

Россия национализирует активы Renault. Что власти будут с ними делать?

В столице обещают сохранить рабочие места и наладить выпуск «Москвичей». Но как это будет реализовано, пока не до конца понятно

Российские активы французского автоконцерна Renault переходят в государственную собственность, сообщили в Минпромторге. Московский завод «Рено Россия» перешел на баланс столицы, а акции Renault в АвтоВАЗе получил государственный институт НАМИ. При этом у компании остается возможность выкупить свои активы в течение шести лет. Почему это произошло и ждать ли других случаев национализации в РФ? Разбираемся.

Что произошло?

В конце апреля Renault объявил о том, что уходит с российского рынка и продает свою долю в АвтоВАЗе. Теперь Минпромторг сообщил об условиях сделки:

научный институт НАМИ получит почти 70% акций АвтоВАЗа;

завод «Рено Россия» целиком перейдет в собственность Москвы;

у Renault останется возможность выкупить свои активы в ближайшие шесть лет;

•‎ в апреле глава Минпромторга РФ Денис Мантуров называл продажу «условно сделкой “за рубль”».

Сервисным обслуживанием Renault в России займется АвтоВАЗ. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что на бывшем заводе Renault теперь планируют выпускать автомобили под брендом «Москвич». Также в Минпромторге допустили, что автомобиль Renault Duster в России будет производиться под брендом Lada.

Зачем это нужно?

Национализация активов Renault позволит заводам продолжить работать в условиях санкций и сохранить рабочие места, пояснил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По его оценке, участие НАМИ скажется на работе АвтоВАЗа положительно в силу опыта института в автопроме: именно там был создан первый в РФ автомобиль класса «люкс» Aurus.

По словам Сергея Собянина, на московском заводе наладят сборку легковых машин с перспективой в будущем производить электромобили. Он добавил, что вместе с КамАЗом предприятие будет работать над локализацией производства запчастей и комплектующих. И очень кстати — ранее в Renault сообщали о проблемах с поставками необходимых компонентов.

В самой французской компании заявили, что «сложное» решение о передаче активов компании российским властям было необходимым: «Мы <…> делаем ответственный выбор в отношении наших 45 тысяч сотрудников в России, сохраняя при этом эффективность группы и нашу возможность вернуться в страну в будущем», — указал гендиректор Renault Луки де Мео.

Экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин видит в сделке способ защитить работников заводов и потребителей, сохранив интересы Renault. По его мнению, власти РФ снимают с французской компании связанные с санкциями риски: «Это скорее защита группы Renault от сложных обстоятельств, чем национализация в прямом смысле этого слова».

Что будет дальше?

Эксперты считают, что с локализацией производства могут возникнуть проблемы. «Это будет очень странный микс из того, что производилось до этого, и из того, что когда-то производилось еще во времена Советского Союза. То есть будет попытка использовать какие-то старые мощности, технологии. Едва ли это будет хорошо и качественно», — рассуждает экономист Николай Кульбака.

Тем не менее решить проблему нехватки запчастей и оборудования возможно, считает автоэксперт Дмитрий Славнов: «У нас есть параллельный импорт, импортозамещение. Сейчас это все систематизируют. Еще немножко наладить логистику, и вообще все будет в идеале».

Другой вопрос, получится ли у новых управляющих наладить выпуск «Москвичей», который прекратили в нулевых. «Уже на тот момент эта машина была практически устаревшей, она разработки еще 1980-х годов. Очевидно, что эту машину выпускать смысла нет: ни экономического, ни физического, ни финансового. Видимо, речь идет о том, что власти будут пытаться запустить совместно с КамАЗом новые автомобили отечественной разработки», — рассуждает автоэксперт Артем Бобцов.

При этом Бобцов подчеркивает, что создавать новый автомобиль с нуля долго, дорого и требует кооперации с другими мировыми производителями. «Истинная причина перевода завода — это попытка сохранить рабочие места, чтобы много людей не потеряли работу, и сейчас, наверное, будут хаотические попытки придумать, что можно наладить и выпускать, хотя бы в горизонте одного-двух лет», — отмечает он.

Ждать ли других случаев национализации?

В апреле в Госдуму внесли законопроект о внешнем управлении иностранных компаний, которые ушли из РФ. Авторы проекта подготовили список из более чем 60 кандидатов на национализацию, среди которых числились McDonald’s, Apple, Volkswagen, IKEA, Microsoft, Toyota, H&M и другие. Правда, позднее «Известия» сообщали, что проект был приостановлен, поскольку зарубежные предприниматели предпочитали договариваться.

Иностранные компании ищут разные способы продолжать работу на территории РФ. Так, немецкая сеть магазинов строительных материалов OBI решила продать свои активы в России местным инвесторам, а финская молочная компания Valio продала свои заводы и права на бренд Viola — таким образом она продолжит получать прибыль за счет лицензии, не присутствуя в России формально.

Coca-Cola пошла другим путем: американская компания прекратила инвестиции и разработку новых продуктов в России. А вот зарегистрированные в РФ заводы продолжили свою работу. Похожим способом хотели воспользоваться и в McDonald’s — некоторые рестораны в стране продолжали работать на условиях франшизы, просто оплачивая использование бренда. Однако 16 мая компания все-таки объявила об окончательном уходе бренда McDonald’s из России.

━━━━━

Степан Липатов