peterbwiberg/Pixabay
peterbwiberg/Pixabay

Секреты, которые мы узнали благодаря атомным шпионам

Будучи частью шпионской сети СССР, американцы и британцы использовали доступ к военным тайнам, чтобы помочь России стать ядерной державой

В 1940-х годах СССР развернул полномасштабную шпионскую деятельность, чтобы раскрыть военные и оборонные секреты США и Великобритании. У Союза не было недостатка в новобранцах. Некоторые были идеологически мотивированы и влюблены в коммунистические убеждения. Другие руководствовались идеей ядерного паритета, полагая, что один из способов предотвратить ядерную войну — убедиться, что ни одна страна не имеет монополии на эту устрашающую силу. Шпионы успешно выполняли свою работу и донесли ее результаты до наших дней.

Манхэттенский проект

Когда в США начал формироваться сверхсекретный план создания бомбы, названный Манхэттенским проектом, советская шпионская сеть узнала о нем еще до ФБР.

Манхэттенский проект по разработке ядерного оружия включал создание трех атомных бомб: плутониевой «Штучки», уранового «Малыша» и плутониевого «Толстяка». Привлечение лучших научных сил мира и огромных производственных возможностей США позволило создать первые в мире образцы ядерного оружия менее чем за три года. Однако, несмотря на строжайшую секретность, «атомные шпионы» передали СССР большинство информации, которая была задействована при создании советской атомной бомбы.

Так, в августе 1945 года шпионка Лона Коэн получила некоторые секреты Манхэттенского проекта и тайно пронесла их через систему безопасности в коробке с салфетками. Как-то раз Лона обнаружила, что агенты обыскивали и допрашивали пассажиров поезда, на котором она ехала. Представившись несчастной женщиной, потерявшей билет, она успешно отвлекла полицию, которая вручила ей «забытую» коробку с салфетками вместе с секретными документами, о которых никто из них не подозревал. Москву беспокоило, какой метод детонации использовался при активации бомб и какое промышленное оборудование задействовали ученые.

Теодор Холл был шпионом, работавшим над созданием «Толстяка». Он предоставил характеристики бомбы, и эта информация позволила советским ученым воочию увидеть создание успешного атомного оружия, разработанного в рамках Манхэттенского проекта.

Урановая бомба и секретная лаборатория

В 1941 году считающийся первым атомным шпионом, Джон Кэрнкросс, получил доступ к докладу высокого уровня США, в котором подтверждалась возможность создания урановой бомбы. Он тут же передал информацию московским агентам. Через 10 лет, когда британские агенты напали на след других членов шпионской сети, Кэрнкросса допросили, но до конца своей жизни он настаивал на том, что информация, которую он передал Москве, была «относительно безобидной».

Безусловно, советская ядерная программа смогла бы разработать ядерное оружие и без помощи шпионажа. В новом видеоподкасте мы поговорили с ведущим специалистом НИЦ «Курчатовский институт» Алисой Беклямишевой об атомном проекте СССР. По ее словам, еще в довоенное время в Союзе была заложена очень хорошая школа советских физиков, которая повлекла создание секретной лаборатории №2. Во всех документах лаборатория обозначалась как «монтажная мастерская», а уран называли кремнием. Перед физиками-ядерщиками руководство страны поставило глобальную задачу: в кратчайший период создать атомное оружие.

Из-за нехватки материалов советским ученым было очень трудно проводить новые исследования или намечать четкий путь к получению необходимого им топлива. Физики были разочарованы трудностями дешевого производства уранового топлива и обнаружили, что промышленные методы очистки отсутствуют. Использование информации, полученной из Манхэттенского проекта, в конечном итоге решило проблему.

Плутониевая бомба и секрет имплозии

Самым влиятельным из атомных шпионов был физик Клаус Фукс, который работал над Манхэттенским проектом. Благодаря положению Фукса в атомной программе он имел доступ к большинству, если не ко всем материалам, которые желала Москва. Фукс также мог интерпретировать и понимать информацию, которую украл, что делало его бесценным ресурсом. Шпион добыл для СССР подробную информацию о процессе разделения газовой фазы, предоставил спецификации для полезной нагрузки, расчеты для настройки реакции деления, а также схемы для лабораторий, производящих изотопы оружейного качества.

Фукс сообщил о существовании американских планов по созданию плутониевой бомбы, включая завод по производству плутония в Ок-Ридже. Шпион показал, что такая бомба требует имплозивного метода детонации, а не пушечного метода, используемого в урановой бомбе.

В конце концов, он предоставил конструкцию плутониевой бомбы, описание ее инициатора, данные о том, что у нее твердое, а не полое ядро, и другие подробности о ее конструктивных характеристиках, размере взрыва, который она вызовет, когда и где это будет проверено. Полученная информация помогла советским ученым продвинуться к успешной разработке ядерного оружия.

Как раскрыли шпионов

Подтверждение шпионской деятельности поступило от проекта «Венона», который перехватывал и расшифровывал донесения советской разведки, отправленные во время и после Второй мировой войны. В 1995 году США рассекретили файлы проекта, которые состояли из расшифрованных сообщений советской разведки 1949 года.

На самом деле о том, что именно было украдено, исследователи спорят и по сей день. Некоторые из арестованных подозреваемых или правительственных свидетелей давали убедительные показания или признания, от которых они позже отказывались или называли их сфабрикованными. Их работа представляет собой наиболее широко известный и хорошо задокументированный случай ядерного шпионажа. В то же время многие ученые-ядерщики хотели бы поделиться информацией с мировым научным сообществом, но правительство США категорические отвергало это предложение.

Скорость, с которой советская ядерная программа создала работающую бомбу при столь ограниченных ресурсах, зависела от объема информации, полученной посредством шпионажа. Со всеми этими данными советский ядерный потенциал продвинулся как минимум на несколько лет.

━━━━━

Анастасия Дегтярева