В России хотят национализировать Apple и IKEA. Что это означает?
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила второй пакет мер поддержки экономики в условиях санкций. Он предусматривает национализацию имущества уходящих из России иностранных компаний, то есть передачу их собственности в актив государства. Зачем нужен этот законопроект и какие с ним могут возникнуть проблемы? Разбираемся.
Что представляет из себя законопроект?
Инициатива о национализации компаний, которые свернули свой бизнес в России, поступила от «Единой России». В партии заявили, что решение «позволит вводить внешнее управление по суду в организациях, не менее 25% которых владеют иностранные лица недружественных государств, если они прекращают работу в России».
В партии отметили, что инициатива нацелена на предупреждение банкротства и сохранение бизнеса и сотрудников. Вице-спикер Госдумы Александр Жуков объяснил, что законопроект направлен на то, чтобы организации, которые прекратили работу на территории РФ, продолжили деятельность в штатном режиме.
Если закон будет принят, он позволит по решению суда вводить внешнее управление в организациях, прекративших работу. В течение пяти дней после решения суда собственник сможет отказаться от внешнего управления, если возобновит работу или продаст свою долю при условии сохранения бизнеса и работников.
Если же собственник не пойдет на это, суд назначит временную администрацию на три месяца, затем акции новой организации выставят на торги, а старую ликвидируют. «Покупатель новой организации обязуется сохранить не менее 2/3 трудового коллектива и не менее года продолжать деятельность старой организации», — объяснили в пресс-службе «Единой России».
В правительство и Генпрокуратуру уже направили список иностранных компаний, которые в перспективе могут быть национализированы. Перечень подготовила организация «Общественная потребительская инициатива». В него вошли около 60 компаний, среди которых McDonald’s, Apple, Volkswagen, IKEA, Microsoft, IBM, Shell, Porsche, Toyota, H&M и др.
Как объяснил глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов, список открыт и продолжит пополняться компаниями, которые заявляют об уходе без предоставления гарантий российским потребителям. Даже попав в «черный список», эти компании смогут вернуться в Россию: «Это скорее предупреждение для тех, кто пытается уйти, приостановить деятельность, бросить своих потребителей, работников и подрядчиков».
Для чего нужна национализация?
Заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев объяснил, что в сложившейся ситуации поддержание занятости — одна из главнейших задач, так как «речь идет о сотнях тысяч рабочих мест». Для реализации этого решения есть все экономические предпосылки: «Там работают наши люди, которые владеют всеми необходимыми технологиями. Сырье, необходимые компоненты, как правило, производится также в Российской Федерации».
Секретарь генсовета партии Андрей Турчак назвал действия компаний, решивших приостановить работу на российском рынке, «промышленным банкротством». По его мнению, это самая крайняя мера, а государство не планирует терпеть «ударов в спину» и будет защищать людей: «Смотреть на это безучастно мы не будем. Мы примем жесткие ответные меры, действуя по законам военного времени».
Олег Павлов добавил, что общий объем обязательств уходящих иностранных компаний перед гражданами, государством и контрагентами составляет более 6 трлн рублей и равен их выручке за последние три года. «Попадание в антисанкционный черный список означает для компании-нарушителя и ее руководства реализацию следующих рисков: арест счетов и активов, введение внешнего управления, национализацию имущества», — резюмировал он.
Что думают эксперты?
Несмотря на то что инициатива призвана замедлить отток иностранных компаний, эксперты полагают, что эта «неоднозначная мера» повлечет за собой окончательный экономический разрыв с Западом, а также не решит проблемы полностью — национализированные предприятия все равно будут отрезаны от технологий и комплектующих.
Экономист Владимир Трегубов считает, что в случае национализации за рубежом может начаться арест российского имущества, в том числе кораблей, самолетов, недвижимости и прочих активов, которые находятся в собственности РФ. Аналитик TeleTrade Марк Гойхман указывает, что если мера и оправдана, то только в добровольном порядке (с соблюдением международных юридических процедур): «Принудительная национализация активов иностранных компаний — нечто из арсенала методов столетней давности. Большевистским «кавалерийским наскоком» делать это нельзя — по экономическим, правовым, техническим, социальным причинам».
В свою очередь, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает инициативу разумной и призывает идти дальше — не национализировать, а конфисковать имущество: «Подобного рода экономические агрессии, как сейчас против нас, против мало-мальски экономически значимых стран не вводились никогда, с такой интенсивностью и такого масштаба. Поэтому и ответ должен быть абсолютно беспрецедентным».
Что говорят в Кремле и в Белом доме?
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «рынок не терпит пустоты», и если она таки образуется, то быстро или со временем «заполнится другими игроками». Песков отметил, что возможная национализация зарубежных предприятий в РФ и арест российской недвижимости в ЕС и США повлекут «обоюдно негативные последствия». Президент России Владимир Путин, в свою очередь, поддержал идею о внешнем управлении иностранными компаниями.
В США уже отреагировали на эти новости и пообещали ответить на возможную национализацию американских компаний в России. «Если будут такие действия, уверена, мы предпримем шаги, но ничего на данный момент не произошло», — заявила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
━━━━━
Никита Прунков