«Храм вестернизации»: как в СССР появился первый McDonald’s
Сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s объявила, что уходит из России и продаст свой бизнес в стране. Компания приостановила работу 850 российских ресторанов в середине марта на фоне спецоперации на Украине. Уже скоро она начнет снимать с заведений желтые буквы «М» и другой брендинг, а рестораны, которые откроют на месте McDonald’s, не смогут использовать ее название, логотип и меню. По этому случаю мы решили отмотать время на 32 года назад и вспомнить, как в СССР открылся первый McDonald’s — символ перестройки, капитализма и новой России.
Как появился первый ресторан…
Первый McDonald’s мог бы появиться в СССР еще в 1976 году, в преддверии Олимпиады-80. Однако переговоры затянулись, а на фоне бойкота Олимпийских игр в Москве об открытии западного ресторана не могло быть и речи.
Все сдвинулось с мертвой точки уже в годы перестройки, в 1988 году, когда McDonald's Restaurants of Canada Limited совместно с главным Управлением общественного питания Мосгорисполкома подписали договор о создании совместного предприятия — «Москва-Макдоналдс». Его уставной фонд составлял практически 15 млн рублей на реализацию 20 ресторанов. Такая сумма кажется мизерной, но эти деньги эквивалентны сегодняшним 3,5 млрд рублей.
Строительство первого ресторана на Пушкинской площади было начато в мае 1989 года, а его официальное открытие состоялось 31 января 1990-го на месте популярного среди московских студентов кафе «Лира». В тот день свыше 5 тыс. человек собрались перед кафе, ожидая открытия.
Самыми первыми посетителями ресторана оказались воспитанники детдома, которых за несколько минут до открытия привез автобус. В обход очереди их провели ко входу, им и достались первые гамбургеры и напитки абсолютно бесплатно. 31 января работникам удалось обслужить более 30 тыс. посетителей и установить мировой рекорд первого рабочего дня в истории сети.
Народный артист России Геннадий Хазанов сравнивал очереди в McDonald’s с толпами, стоящими в Мавзолей, а журналист Леонид Парфенов называл ресторан «храмом романтической перестроечной вестернизации», когда после советских столовых люди получили долгожданный американский общепит.
…и стал окном в новый мир
На входе посетителей встречала табличка с надписью «Ресторан обслуживает за советские рубли» — это было в новинку людям, ведь советские граждане привыкли, что все заграничное только для иностранцев и за валюту. Также в первых меню-листовках было написано: «Чтобы как можно быстрее обслужить Вас, в McDonald’s нет гардеробов — Вы можете спокойно проходить в зал в верхней одежде». В те времена это было нововведением.
Новое место контрастировало с традиционным советским общепитом: в первом McDonald’s был яркий красно-желтый интерьер, цветастые упаковки (посетители даже забирали их домой) и необычное меню с «заморскими бутербродами». В 1990 году «Биг Мак» стоил 3,75 рублей, «Филе-о-фиш» — 3,25 рублей, «Гамбургер» — 1,6 рублей, а пол-литра газировки — 70 копеек.
За такую цену можно было полноценно пообедать в классической столовой или приобрести проездной на месяц, а вместо «Биг Мака» купить, например, бутылку водки в магазине. Тем не менее люди стремились именно в McDonald’s — для советских людей это был портал в американский мир, который они видели лишь в кино.
Британские журналисты называли открытие McDonald’s возможностью для граждан попробовать капитализм на вкус, а опрошенные Би-би-си россияне на ломаном английском оптимистично заявляли, что этот шаг поможет наладить отношения между странами.
«Раньше, когда я был маленький, думал что они только и думают, как ядерные ракеты запускать. На самом деле нет, они не такие уж и воинственные. Даже наоборот — сделали хорошо, открыли в Советском Союзе такой ресторан», — с восторгом говорили представители поколения Y в день открытия первого McDonald’s.
Секрет прост: вежливость и высокие зарплаты
Не меньше, чем «Биг Мак» и кола, людей поразило обслуживание в ресторане: «Высший класс. Еда, обслуживание! Цены… для нас конечно дороговато, но учитывая такое обслуживание — нормально». Людям, привыкшим к манерам советских продавщиц, вежливость сотрудников McDonald’s поначалу даже казалась подозрительной и искусственной. И это неудивительно, ведь туда специально не брали людей, прежде работавших в общепите и сфере услуг.
Кроме того, у первых сотрудников McDonald’s была весьма достойная зарплата: оклад мог достигать 300 рублей в месяц, что было почти на 70 рублей выше среднего по стране. Менеджер Александр Омельченко, который в начале 90-х работал в общепите, рассказывал, что ему удавалось зарабатывать по 450 рублей в месяц. Поэтому на попадание в McDonald’s был очень большой конкурс: на 630 мест претендовали почти 25 тыс. человек.
Отбор был действительно непростым — сеть выбирала молодых людей, которые окончили вузы, обладали знанием английского языка и были готовы обслуживать иностранцев. Ставка делалась на интеллектуально одаренную молодежь — самые перспективные сотрудники могли отправиться на дальнейшую стажировку внутри компании.
За 30 лет McDonald’s изменял не только вкусы, но и жизни
Бывшая работница McDonald’s Карина Погосова вспоминает, как сеть американского фастфуда перевернула сознание граждан, не использовав ни одного нового продукта: «Многие разбирали гамбургеры на несколько частей. Мы объясняли, что есть надо все вместе, да еще и руками, это повергало в шок. McDonald’s не привез к нам каких-то экзотических ингредиентов: то же мясо, картошка, хлеб, молоко. Просто они были в совершенно новой для тогда еще советского человека форме».
К началу 2000-х годов в России открылось более 100 ресторанов сети, а McDonald’s изменил не только рацион россиян, но и в некоторых случаях — их судьбы. Варвара Сперанская входила в состав самого первого набора сотрудников ресторана в СССР в возрасте 17 лет. Работа в общепите мешала ее учебе в гуманитарном лицее, из-за чего девушке пришлось бросить все и отправиться в Нью-Йорк со ста долларами в кармане. «С собой у меня было рекомендательное письмо от директора McDonald’s, которое на какое‑то время обеспечило меня работой в двух американских ресторанах сети», — рассказывала она.
«Подобно другим капиталистическим гигантам, McDonald’s продавал особенное настроение и атмосферу праздника, которую ни одна советская столовая обеспечить не могла», — объяснял историк эпохи перестройки Эдуард Глезин.
На сегодняшний день, секрет сети, возможно, уже не в праздничной ауре или духе свободы. Для подрастающего поколения — это удобная и быстрая привычка, для детей 80-х и 90-х — ностальгия. В любом случае, классический набор «"Биг Мак", картошка и кола» никого не оставит равнодушным.
━━━━━
Никита Прунков