Сергей Савостьянов/ТАСС
Сергей Савостьянов/ТАСС

Возвращение блудного бизнеса: по каким схемам иностранные компании работают в России

В стремлении сохранить отечественный рынок зарубежные фирмы идут на самые разные ухищрения: от смены владельцев до создания больших франчайзинговых сетей

27 апреля на российский рынок вернулась немецкая торговая сеть OBI. Она стала первым зарубежным брендом, который открыл магазины в России после показательной приостановки работы. О способах возобновления бизнеса думают и другие компании — вынужденный простой обходится им в миллионы долларов, но открыться просто так они тоже не могут из-за нарушенных логистических цепочек и страха общественного порицания на Западе. Тем не менее некоторым удается получать выручку и продолжать работу, даже несмотря на показательные «хлопки дверью». Рассказываем, как им удается это делать.

Пример OBI: смена владельца

Немецкая сеть строительных гипермаркетов OBI официально прекратила работу 8 марта и начала вновь открывать магазины с 27 апреля. Однако в этой истории не все так просто.

Перед открытием OBI избавилась от всех своих активов в России. Руководство компании решилось на это после конфликта российского топ-менеджмента с головным офисом в Германии. Руководство местного подразделения отказалось закрывать магазины, продолжив работать до 17 марта. В ответ OBI отключила его от своих IT-систем, вынудив приостановить деятельность. Тогда российская ветка перешла на альтернативное программное обеспечение и стала готовиться к открытию.

Из-за разногласий OBI передала подразделение в доверительное управление бизнесмену Борису Любошицу, который должен был провести аудит активов и подготовить их к продаже. Когда процесс закончится, компания перейдет к российскому инвестору.

«Ведомости» пишут, что новый владелец сможет продолжить развивать сеть при условии постепенного отказа от бренда. Если это произойдет, то российское подразделение OBI уже не будет иметь никакого отношения к основной сети.

Пример Valio и Schneider Electric: продажа бренда

Куда сложнее приходится компаниям, которые за годы работы в России успели обзавестись здесь собственными производственными мощностями. Одной из них была финская молочная компания Valio, которая объявила о прекращении работы 7 марта. После ухода она полностью продала свои активы вместе с подмосковным заводом по производству плавленых сыров отечественному производителю колбасы «Велком».

Чтобы не останавливать производство, компания продала инвесторам и права на товарный знак Viola, а также позволила им производить другие бренды компании как минимум до конца 2022 года. Это поможет сохранить продукцию Valio в российских магазинах. В свою очередь, финны продолжат получать прибыль за счет роялти по лицензии, не присутствуя в России формально.

Этой схемой, вероятно, воспользуется и французский производитель оборудования в сфере электроэнергетики Schneider Electric, который также владеет пятью заводами в России. 27 апреля компания заявила, что передаст управление площадками местным руководителям.

Детали сделки Schneider Electric не сообщила, но компания может поступить по аналогии с Valio, дав предприятиям возможность продолжить работать. В заявлении ничего не говорится и о нескольких десятках других лицензиатов Schneider Electric, которые выпускают их продукцию России. По-видимому, имеющиеся с договоры останутся в силе.

Пример McDonald's и Coca-Cola: франчайзинг

Некоторые компании поступили хитрее, публично объявив о приостановке деятельности в России и одновременно продолжив работать в ней. Так поступила сеть быстрого питания McDonald's — почти все ее точки в Москве и Санкт-Петербурге закрылись после 14 марта. Однако в других регионах рестораны продолжили принимать посетителей без ограничений.

Уловка заключается в принципе франчайзинга, по которому работают некоторые рестораны McDonald's. Франчайзинг похож на лицензию, но в отличие от нее предполагает продажу не только товарного знака, но и бизнес-модели. Партнерская компания (франчайзи) регулярно платит владельцу франшизы роялти, но при этом сохраняет полную самостоятельность в организации производства и налаживании цепочек поставок.

В России McDonald's сотрудничает с тремя фирмами — «Развитие РОСТ», «ГиД» и «Региональная сеть предприятий питания». На них приходится свыше 100 точек или 15-20% ресторанов сети в России.

Точно так же поступила и Coca-Cola, громко объявившая о приостановке работы в начале марта. Ее заявление коснулось только американского офиса, занимающегося разработкой напитков и инвестициями. Однако производством и продажей занимаются совсем другие компании, которые сотрудничают с ним на правах франчайзинга.

В России бизнесом Coca-Cola заправляет Coca-Cola HBC и ее подразделение Coca-Cola HBC Россия. Эти компании владеют всеми 10 заводами, на которых производятся фирменные напитки. Они не уходили из России, поэтому работу предприятий никто не остановил.

Пример Wargaming: разделение

Белорусский разработчик компьютерных игр Wargaming (создатель World of Tanks, World of Warships и т.д.) тоже придумал оригинальный способ «ухода». В начале апреля компания объявила о том, что сворачивает бизнес в России и Белоруссии и передает свои игры в управление дочерней студии Lesta Studio.

Как будет устроен бизнес Wargaming дальше, не до конца понятно. Lesta Studio займется поддержкой и развитием игр компании в России и Белоруссии на время переходного периода. При этом, по словам руководителей фирмы, она прекратит официальные отношения со своей «дочкой» и не будет получать от ее деятельности никаких денег.

Одним из вариантов может стать «китайская модель» бизнеса, при которой разработчик доверяет распространение своих игр местному издателю-посреднику. В случае с Wargaming им может стать как сама Lesta Studio, так и другая российская или белорусская компания.