У женщин сильная интуиция, а мужчины обожают футбол: как появляются стереотипы?
Еще в детстве мы запоминаем установки, которые определяют для нас человека или явление, даже если мы с ними не сталкивались: видим, что разбился бокал, и думаем, что это на счастье, видим, что младенец одет в голубое, и думаем, что перед нами мальчик. Стереотипы окружают нас повсюду. Однако как они формируются? Рассказываем об этом социальном механизме и объясняем, зачем он нужен.
Что такое стереотип?
Это обобщенное утверждение об определенной категории лиц: подростках, футболистах, блондинках и так далее. Они могут принимать разные формы: люди строят ожидания относительно характера человека, его стиля в одежде или способностей в той или иной сфере. Подобные представления чрезмерно обобщены и мало изменяются со временем: даже новая, опровергающая информация, не влияет на их форму.
Эти механизмы действительно могут быть полезны: они помогают быстро принимать решения в зависимости от того, с какой группой лиц общается человек. Например, мы понимаем, что лучше не говорить владельцу собаки о ее уродстве: стереотипное мышление подсказывает, что все хозяева души не чают в своих любимцах и обидятся на такие заявления.
Однако стереотипы еще и становятся причиной возникновения предвзятого отношения к тем, кто по определенным признакам подходит под условную группу.
Такие обобщения бывают двух видов: явные и скрытые.
Под первый подпадают те, в которых люди отдают себе отчет и используют при составлении впечатления о человеке. С другой стороны, неявные стереотипы мы не осознаем: они существуют на уровне подсознания, поэтому вам может казаться, что вы непредвзяты к той или иной группе, даже если это не так.
Зачем нужны стереотипы?
У них существует множество функций. Например, они могут помочь разобраться в мире и систематизировать события и явления, которые нас окружают. Так люди экономят энергию: зачем пытаться узнать незнакомца, если вы не будете общаться дольше пяти минут, когда можно построить стратегию разговора на нескольких особенностях, которые вы заметили, глядя на него.
Также они служат сплочению социальных групп и формированию их идентичности: осознание того, что вы похожи, объединяет людей. Более того, иногда стереотипное мышление используется ради оправдания провалов. Например, проще думать, что все места в престижном ВУЗе куплены богачами, чем признать, что ты не набрал достаточно баллов.
Как они формируются?
Они могут возникнуть из-за фундаментальной ошибки атрибуции: это склонность человека к тому, чтобы объяснять чужое поведение личными особенностями, а свое — ситуацией. Когда мы видим, как кто-то грубит, то зачастую делаем вывод о том, что этот человек — неисправимых хам, в то время как собственные неаккуратные слова оправдываем тем, что был тяжелый день.
Это подтвердили исследования 1999 года: участники смотрели видео, на котором две группы студентов спорили об эвтаназии. Из него было ясно, что им предварительно сказали, какую позицию отстаивать. Против отключения от аппаратов искусственного жизнеобеспечения выступали учащиеся со всего университета, а за — только юристы. Результаты показали, что зрители связывали позитивное отношение к данной процедуре и то, что человек изучал закон, даже понимая контекст ситуации.
Другой причиной может выступать иллюзорная корреляция: эта особенность нашего мышления, из-за которой мы думаем, что два явления влияют друг на друга, если нам хоть раз так показалось. Например, человек может увидеть кролика, который кусается, и прийти к выводу, что это агрессивные животные, хотя тот питомец явно был исключением из правил.
Таким образом, невозможно окончательно избавиться от стереотипного мышления, однако можно постараться сделать так, чтобы оно не влияло на вашу жизнь.