Почему они на это идут: психология террористов
Страшная трагедия Беслана до сих пор свежа в памяти людей: террористы заминировали школу. Тогда погибло 314 человек, 186 из которых были детьми. Что толкает людей на такие бесчеловечные акты жестокости? В честь дня солидарности в борьбе с терроризмом рассказываем о том, как работает психология преступников, ведь, чтобы победить, нужно знать врага в лицо.
Что такое терроризм?
Это использование насилия и страха для достижения идеологической цели. Обычно этот термин применяют для обозначения преднамеренной жестокости против мирного населения.
Он появился в конце XVIII века во время Великой французской революции. Его начали широко использовать в 70-х годах прошлого столетия: люди столкнулись с ужасами Баскского и Палестино-израильского конфликтов.
Таким образом, этот подвид преступлений подразумевает крайнюю степень экстремизма: взрывы, поджоги и организацию катастроф.
Террористические акции нарушают социальное спокойствие в обществе и оказывают влияние на принятие политических решений.
Психология террористов
То, что мотивирует человека вступить в подобную организацию, заложено в природу каждого. Современные психологи склонны думать, что при определенных обстоятельствах любой человек может демонстрировать подобное поведение.
Первый и главный фактор ― это желание человека принадлежать к группе: мы социальны и не можем существовать в одиночестве. Неосознанно каждый причисляет себя к какой-то общности: москвич, футболист, скрипач, брюнет.
Таким образом, люди, которые не могут удовлетворить эту потребность, ищут любую возможность вступить в «клуб».
Это объясняет, почему террористические группировки могут состоять из разных демографических слоев населения: например, молодой человек из лагеря беженцев, который не может себя идентифицировать, и ребенок иммигрантов в западной стране, который чувствует себя отчужденным.
Также данный фактор отвечает за привычку делить мир на «своих» и «чужих». Исследования показали, что люди, распределенные в произвольные группы, подсознательно считают тех, кто состоит с ними в одной команде лучше тех, кто вне ее.
Важен и факт того, что все террористические организации построены на идеологическом мышлении: люди воспринимают всю поступающую информацию через фильтр догм и не могут увидеть объективную картину.
Подобное мышление удивительно сложно искоренить из-за когнитивных фильтров, которые существуют в нашем сознании. Например, предвзятость подтверждения: мы склонны некритично воспринимать информацию, которая согласуется с нашими убеждениями и подвергать тщательному анализу ту, которая их опровергает.
Ошибка атрибуции, которая лежит в основе стереотипного мышления, тоже играет роль: мы склонны оправдывать собственные промахи обстоятельствами, а чужие воспринимать как устоявшиеся внутренние характеристики. Таким образом, любые несостыковки оправдываются в головах у членов подобных групп: по их мнению, у них не было выбора, а все аргументы против притянуты за уши.
Играет роль и то, как террористические лидеры манипулируют эмпатией и дегуманизацией: даже альтруистичные люди способны пойти на жестокость, если их к этому подготовить. Стоит убедить их в том, что представителей организации притесняют, как они начнут защищать сообщников любой ценой. С одной стороны, их подталкивает сочувствие к «братьям», а с другой — ненависть к «пришельцам», которые собираются им навредить.
Таким образом, в основе террористических организаций лежит грамотное управление чувствами и мыслями людей, который угнетены в рамках социума: древняя тенденция мозга делить мир на черное и белое заставляет их идти на страшные зверства.