Creative Photo Corner/shutterstock.com
Creative Photo Corner/shutterstock.com

50 лет назад на Олимпиаде в Мюнхене произошел теракт. Что изменила эта трагедия?

Никто из заложников не выжил, операция по их спасению провалилась

50 лет назад случилась самая большая трагедия в истории Олимпийских игр. 5 сентября 1972 года в Мюнхене террористы взяли в заложники израильских спортсменов. Спасательная операция завершилась провалом — все атлеты погибли. Рассказываем о подробностях той истории и том, что она изменила.

Что произошло?

Рано утром в 04:10 восемь членов палестинской террористической группировки «Черный сентябрь» перелезли через забор и вошли в корпус, где спали спортсмены сборной Израиля. На боевиков не обратили внимание, потому что через забор перелезали многие атлеты, которые не хотели идти до контрольно-пропускных пунктов.

Олимпиада в Мюнхене проходила под девизом «Игры счастья и радости». Турнир должен был показать образ новой Германии, поэтому организаторы не использовали много сотрудников спецслужб. Из-за этого попасть на закрытую территорию оказалось так легко.

Когда террористы пробирались в один из номеров, то разбудили судью по борьбе Йосефа Гутфройнда. Он подошел к двери и увидел вооруженных боевиков. Израильтянин захлопнул дверь и стал удерживать ее своим весом. Его крики привели в чувство остальных. Благодаря этому тренер тяжелоатлетов Тувье Сокольски успел разбить окно и спастись.

Я проснулся от криков Гутфройнда, вскочил с кровати и через полуоткрытую дверь, которую он отчаянно пытался удержать, увидел людей с черными масками на лицах и с оружием. В этот момент я понял, что должен бежать. Я разбил стекло, выпрыгнул через окно и побежал в сторону соседнего здания. Террористы стреляли мне вслед так, что я мог слышать звуки пролетавших пуль.

Тувье Сокольски, Тренер израильской команды тяжелоатлетов

Тренер по борьбе Моше Вайнберг пытался дать отпор террористам, но ему прострелили щеку и потребовали показать комнаты других спортсменов. Моше отвел их в комнаты, где жили борцы и штангисты. Вероятно, он поставил под удар сильных мужчин, чтобы спасти атлетов из других видов спорта, которые не были так сильны физически.

Вайнберг попробовал снова побороть боевиков, но его убили. Второй жертвой стал штангист Йосеф Романо. Он тоже пытался ранить членов группировки. За это его расстреляли и издевались над его телом на глазах у других заложников, которых связали. Спастись получилось только у борца Гади Цобари, который воспользовался моментом и сбежал.

В плену у террористов оказалось 9 человек: штангисты Зеев Фридман и Давид Бергер, борцы Элиэзер Халфин, Марк Славин, судьи Йосеф Гутфройнд и Яаков Шпрингер, тренеры Андре Шпицер (фехтование), Кехет Шор (стрельба), Амипур Шапиро (легкая атлетика).

Боевики выбросили тело Вайнберга у входа в здание, показывая серьезность своих намерений. Люди с автоматами вышли на балкон и следили, чтобы никто лишний не подошел к зданию. Они требовали освободить из израильских и европейский тюрем более 200 членов Организации освобождения Палестины, а затем дать им добраться до Египта. Террористы пообещали убивать по одному олимпийцу, если их условия не выполнят до 12:00.

Как пытались спасти спортсменов?

Правительства не пошли на условия террористов. Немецкие власти предлагали боевикам большие деньги, а мэр Олимпийской деревни Вальтер Трегер, президент Немецкого олимпийского комитета Вилли Дауме и баварский министр внутренних дел Бруно Мерк предлагали взять себя в заложники вместо спортсменов. Члены «Черного сентября» отказались от этого и выдвинули новое требование: дать им улететь в Каир вместе с заложниками.

Египет отказался принимать самолет с террористами, но немецкие власти соврали боевикам, сказав, что они смогут улететь. Планировалось, что спортсменов освободят на аэродроме. Переговорщики вошли в квартиру, насчитали 5 боевиков и убедились, что пленные живы.

Однако, когда вся группа вышла к вертолетам, оказалось, что членов группировки больше — 8 человек. Этого не учли во время спасательной операции, в которой были задействованы обычные полицейские Мюнхена. Тогда в Германии еще не создали специальные антитеррористические подразделения.

Вертолеты отвезли боевиков и заложников на аэродром, где они должны были пересесть в самолет. Когда террористы вышли из вертолетов, пять снайперов открыли по ним огонь. Началась перестрелка, в ходе которой погибли 2 террориста, 1 полицейский и все израильские олимпийцы. Оставшихся трех членов «Черного сентября» арестовали.

Что было потом?

Следующим утром состоялась панихида в память погибших израильтян. Служба прошла на Олимпийском стадионе, ее посетили более 80 тыс человек. Имена спортсменов и тренеров затем выгравировали на табличке, которую поставили возле дома в олимпийской деревне, где они жили.

High Contrast/commons.wikimedia.org
High Contrast/commons.wikimedia.org

Организаторы не стали прерывать или завершать Игры, чем были недовольны многие сборные. Спортсмены из Алжира, Нидерландов, Филиппин, США и Египта досрочно покинули соревнования.

Власти Израиля поставили цель наказать всех, кто был причастен к теракту. Разведка «Моссад» провела операцию «Гнев Божий», в результате которой было принято решение устранить 13 человек, прямо или косвенно имеющих отношение к трагедии.

Произошедшее навсегда изменило подход к организации Олимпиад. Контроль за безопасностью многократно усилили, а для охраны стали использовать тысячи сотрудников, иногда даже военных. Во всем мире начали появляться специальные отделы по борьбе с терроризмом. К проведению Игр-1980 в Москве глава КГБ СССР Юрий Андропов распорядился создать подразделение для проведения силовых операций — группу «Альфа».

━━━━━

Михаил Целиков