EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

Тэтчер 2.0 и «настоящая сумасшедшая». Знакомьтесь: новый премьер Британии Лиз Трасс

Трасс отчаянно пытается копировать Маргарет Тэтчер. Но вместо путеводной звезды консерваторов она стала символом их упадка

5 сентября стало известно имя нового премьера Великобритании. Им стала Лиз Трасс, которая занимала пост министра иностранных дел в кабмине Бориса Джонсона. В Британии прихода Трасс ожидали и боялись — новому премьеру предстоит провести страну через сложные времена, в то же время ее компетенции вызывают большие вопросы. Рассказываем, что известно о Лиз Трасс и почему ее премьерство обещает быть одним из худших в истории Британии.

Как Трасс пришла в политику

Лиз Трасс (полное имя Мэри Элизабет Трасс) родилась в 1975 году в Оксфорде. Ее отец — математик Джон Кеннет Трасс, а мать — сиделка Присцилла Мэри Трасс.

По словам Лиз, оба ее родителя были «левее лейбористов». Поначалу и сама она разделяла левые взгляды. В детстве Лиз Трасс брали на демонстрации против Маргарет Тэтчер и митинги Кампании за ядерное разоружение. А после поступления в университет Мертон-колледж в 1993 году она стала сторонницей Либерально-демократической партии, где активно выступала за легализацию марихуаны и упразднение монархии.

Правда, уже вскоре взгляды Трасс резко качнулись вправо. В 1996-м она примкнула к консерваторам, что сильно расстроило (и продолжает расстраивать) ее отца. Первые попытки Трасс ворваться в большую политику провалились — она попыталась избраться в Палату общин в 2001 и 2005 гг., но оба раза терпела поражение. В 2006-м она все же победила на выборах, став советником Гринвича.

К парламентским выборам 2010 года удача окончательно повернулась к Лиз Трасс лицом — она попала в приоритетный список кандидатов Дэвида Кэмерона на замещение выборных должностей. Ее отправили в безопасный избирательный округ в юго-западном Норфолке, который обеспечил Трасс комфортное избрание в Палату общин.

С тех пор карьера Трасс пошла в гору. С 2014-го она заняла ряд министерских должностей в правительствах Кэмерона и Терезы Мэй. В кабмине Бориса Джонсона ее назначили министром по делам женщин. В 2021 году она возглавила британский МИД вместо ушедшего со скандалом Доминика Рааба.

Маргарет Тэтчер и сыр

Вся политическая карьера Трасс была попыткой повторить путь Маргарет Тэтчер. И это не фигура речи — будущая премьер давно известна как страстная почитательница «железной леди».

По словам самой Трасс, ее теплые чувства к Тэтчер уходят корнями в школьные годы, когда она играла роль экс-премьера на постановочных выборах. «Я ухватилась за эту возможность и произнесла проникновенную речь на трибуне, но не получила ни одного голоса. Я даже не проголосовала за саму себя», — вспоминала политик.

По иронии, модель школьных выборов стала определяющей для всей карьеры Лиз Трасс, особенно в последние годы. Она одевается как Тэтчер, действует как Тэтчер и думает как Тэтчер. Тем не менее ее электоральные результаты остаются скромными — у Трасс напрочь отсутствуют харизма и остроумие «железной леди», а знающие ее люди описывают коммуникативные навыки нового премьера как «странные».

Вероятно, как раз по этой причине Трасс регулярно попадает в глупые ситуации. В 2012 году она случайно запостила свое имя, когда пыталась разузнать, что про нее пишут в Twitter. Через два года будущая премьер произнесла до нелепого страстную речь про сырное импортозамещение и открытие рынков свинины в Пекине, которая стала общенациональным мемом.

На посту главы МИД Трасс отказалась признавать суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями, назвала ирландского премьера «чайным носком» и усомнилась в дружественности президента Франции Эммануэля Макрона, назвав это «открытым вопросом». Британских работников она называла «худшими тунеядцами на свете», считая что им нужно «больше вкалывать» для достижения паритета с иностранными конкурентами.

С таким багажом продавать образ «железной леди 2.0» у Трасс не особо получается. Об этом красноречиво говорят итоги избирательных кампаний, выиграть которые без посторонней помощи у нее получается с большим трудом.

Амбиции без способностей

Впрочем, проблемы с публичным образом Лиз Трасс с лихвой компенсировала непомерными амбициями и политической хваткой с умением вовремя подстроиться под модные тренды.

В прошлом она «переобулась» из ярого противника Brexit при Кэмероне в его ярого сторонника при Джонсоне. После эскалации украинского кризиса она пристроилась к «ястребам», причем настолько заигралась с агрессивной риторикой, что выразила готовность использовать ядерное оружие, даже если это будет означать уничтожение всего живого.

«Трасс была наиболее амбициозным человеком, с которым когда-либо сталкивались многие люди. Если честно, я думаю что ей давали министерские должности только ради того, чтобы она заткнулась. Ее амбиции, без сомнения, сильно превышают ее способности», — считает экс-депутат Палаты общин и министр Анна Собри, которая работала с Трасс в прошлом.

Маргарет Тэтчер и Лиз Трасс
Маргарет Тэтчер и Лиз Трасс

На фоне кризиса в правительстве Бориса Джонсона Трасс до последнего сохраняла лояльность начальнику. Публично она оставалась на его стороне, даже когда министры начали покидать свои посты. В кулуарах же Трасс начала наводить мосты с депутатами задолго до того, как это сделали ее конкуренты. Это помогло ей пройти первый этап выборов, хотя в начале она занимала только третье место.

При этом многие сомневаются, что Трасс удастся долго продержаться на премьерском посту. Она возглавила страну во времена жесткого энергетического кризиса, падения экономики, а также роста социального недовольства и сепаратистских настроений в Шотландии и Северной Ирландии. Как она будет справляться с проблемами Британии, неясно — всю премьерскую кампанию из уст Трасс звучали только популистские высказывания, вроде предложений радикально сократить налоги и заморозить цены на электричество.

Вдобавок ко всему у нее нет того же мандата, какой был у Джонсона или Тэтчер — на вершину власти Трасс вынесли члены консервативной партии, которые составляют менее 1% населения Великобритании. При этом 35% британцев убеждены, что она будет ужасным премьером против 2%, настроенных положительно на ее счет.

«Сейчас партия Тори довольно прогнила и об этом говорит то, что они не могут представить себе никого лучше Бориса [Джонсона], — рассудил бывший советник Джонсона Доминик Каммингс. — Они коллективно говорят: "Если мы избавимся от него, мы можем получить кое-кого похуже". И они действительно могут получить кое-кого похуже: Лиз Трасс будет гораздо хуже Бориса. Она похожа на настоящую сумасшедшую больше, чем любой другой человек, которого я встречал в парламенте».

━━━━━

Виталий Рюмшин