Как подбросить Америке «ежа»: операции «Анадырь» исполняется 60 лет
9 сентября 1962 года на Кубу прибыли советские ядерные ракеты. Их доставка проходила в рамках операции «Анадырь» — масштабного плана по переброске войск СССР к берегам США. Она проходила в тяжелейших условиях и атмосфере полной секретности. Но усилия стоили того: «Анадырь» привел к колоссальным политическим изменениям в мире, перевернув ход холодной войны. Вспоминаем, как проходила операция и почему ее называют образцом высокого военного искусства советской армии.
Что это вообще за операция?
«Анадырь» — это секретная операция советских войск по доставке и размещению на Кубе ядерного оружия, которая состоялась в июле-октябре 1962 года.
На момент начала операции в Карибском заливе сложилась крайне напряженная ситуация. В 1959 году на Кубе победила социалистическая революция во главе с Фиделем Кастро. Коммунисты свергли проамериканского диктатора Фульхенсио Батисту и принялись национализировать собственность граждан США, что не понравилось Вашингтону.
В 1961-м США попытались вернуть Остров свободы под свой контроль, свергнув правительство Фиделя Кастро руками кубинских мигрантов. Однако после неудачной высадки в заливе Свиней они начали разрабатывать планы по прямому вторжению на Кубу.
На фоне угрозы со стороны Штатов Кастро обратился за помощью к СССР. В 1962 году Москва ответила ему предложением разместить на острове ядерное оружие. Советский лидер Никита Хрущев описывал цель этого решения так: «Мы в ЦК решили подкинуть Америка "ежа": разместить на Кубе наши ракеты, чтобы Америка не могла проглотить остров Свободы… Цель той операции одна — помочь кубинской революции выстоять против агрессии США».
Тем не менее защита Кубы была не единственным мотивом советского руководства. Незадолго до событий 1962-го США разместили в Турции ядерные ракеты средней дальности, которые создали угрозу европейской части СССР и серьезно пошатнули стратегический паритет между двумя странами. Ядерное оружие у берегов Америки должно было восстановить баланс сил.
Как проходила операция?
Хрущев впервые предложил разместить ракеты на Кубе 20 мая 1962 года. Уже 10 июня советские военные представили план подготовки и проведения операции. Руководство СССР считало, что главными факторами успеха затеи должны быть быстрота и внезапность, поэтому документ приняли без утверждения, а к его реализации приступили сразу после получения согласия от Кастро.
Операция предполагала переброску на Кубу группировку из 42 тыс. человек, которой предстояло смонтировать стартовые позиции под 40 ракет Р-12 и Р-14. Для этого советским военным нужно было преодолеть 10-11 тыс. км по морю — причем сделать это максимально скрытно, не вызвав подозрений у американцев.
Группу советских войск на Кубе (ГСВК) сформировали 20 июня. Ее основу составила вновь сформированная 51-я дивизия Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), усиленная мотострелковыми полками, ПВО, авиацией и 12 комплексами «Луна» с тактическими ядерными ракетами. Командование ГСВК доверили генералу армии Иссе Плиеву — ему дали право самостоятельно применять «Луны» при обороне острова, однако запустить Р-12 и Р-14 можно было только по команде из Москвы.
На переброску выделили 85 кораблей. Для пущей секретности ее замаскировали под учения с перебазированием войск на Чукотку, отсюда и название операции «Анадырь». О конечном пункте назначения не сообщили даже капитанам судов. Приказ следовать на Кубу содержался в секретном пакете инструкций, который они вскрывали только при прохождении Гибралтара.
Первая рекогносцировочная группа войск выдвинулась на Кубу 10 июля и прибыла туда спустя девять дней. 26 июля на остров подоспели составы с техникой, 9 сентября туда пришли первые шесть ракет Р-12, а 16 сентября поступили и ядерные боеголовки. С конца сентября американцы установили почти круглосуточное наблюдение за советскими судами, поэтому командование запустило параллельную операцию «Кама», направив в район Бермуд четыре подводные лодки.
По воспоминаниям участников операции, переброска проходила в тяжелейших условиях — температура в трюмах нередко достигала +50°С, при этом люди не могли покидать их днем из-за постоянного курсирования самолетов США.
Не менее сложным было и положение ГСВК на самом острове. Им приходилось жить в душных палатках и металлических фургонах. Днем военные монтировали позиции вручную при высокой влажности и жаре +35-40°С. Ночью же они страдали от назойливой мошкары. Положение осложняла необходимость работать с токсичным топливом, любой разлив которого мог привести к опасным ядовитым испарениям. Но несмотря на все трудности, советские военные справились с задачей.
Чем она закончилась?
Операция «Анадырь» перешла в решающую фазу 14 октября, когда американские разведчики получили первые снимки позиций советских ракет. Известие оказалось для Белого дома неожиданностью и вызвало там настоящую панику.
Для выработки ответных мер президент США Джон Кеннеди собрал военных, разведчиков и дипломатов. Однако и они были в замешательстве — американцы не имели ни малейшего представления о степени готовности ракет, составе ГСВК и наличии у него тактического ядерного оружия. На эмоциях генералы предложили Кеннеди срочно разбомбить позиции советских войск или подготовить вторжение на Кубу до того, как ракеты будут готовы к запуску.
Однако президент отдал предпочтение морской блокаде острова, которую скрыли под нейтральным термином «карантин». Блокада вступила в силу 20 октября, но это только усугубило кризис — вокруг Кубы уже курсировали советские субмарины, и Москва пригрозила топить американские корабли при попытке остановить идущие на Кубу суда.
События тех месяцев вошли в историю как Карибский кризис. Его пик пришелся на 27 октября, когда советские войска сбили над Кубой американский самолет-разведчик U-2. По мере роста напряжения Вашингтон начал готовиться к вторжению на остров, но к тому моменту ГСВК уже выполнили основную задачу операции «Анадырь» — 51-я дивизия РВСН пришла в полную боевую готовность и могла нанести ядерный удар по территории США.
Ситуацию изменила встреча советского посла в США Анатолия Добрынина и генпрокурора США Роберта Кеннеди. «27 октября меня пригласил к себе поздно вечером Кеннеди. В его кабинете был большой беспорядок. На диване валялся скомканный плед, видимо, хозяин кабинета тут же урывками спал», — позже вспоминал Добрынин, описывая атмосферу, царящую в американском руководстве.
Беседа Добрынина и Кеннеди помогла лидерам СССР и США прийти к политическому урегулированию кризиса. В результате переговоров Москва согласилась вывести ракеты с Кубы, взамен Вашингтон отказался от вторжения, прекратил морскую блокаду острова и убрал свои ракеты из Турции. Советские ракеты покинули Кубу в начале ноября, а 12-18 декабря 1962 года оттуда вывезли и личный состав.
«Анадырь» почти сразу же заслужила репутацию уникальной в своем роде операции, которая стала примером безупречного исполнения военного замысла. Эксперты НИИ Военной академии Генштаба ВС РФ описывают ее как «образец высокого военного искусства, которого до этого не знала ни одна армия в мире».
Ее реализация спровоцировала ракетный кризис, который едва не привел к ядерной войне между СССР и США. В то же время близость к взаимному уничтожению изменила мышление руководства ядерных держав и побудила их начать переговоры по контролю над оружием, которые затем переросли в обоюдное разоружение. Операция «Анадырь» изменила ход холодной войны, заставив стороны перейти от конфронтации к сотрудничеству. В этом и кроется ее главное достижение.
━━━━━
Виталий Рюмшин