Сысоев Григорий/ITAR-TASS
Сысоев Григорий/ITAR-TASS

Сенсационный триумф: как сборная России выиграла чемпионат Европы по баскетболу 2007 года?

О турнире и финале против Испании нам рассказали защитник той сборной Антон Понкрашов и спортивный журналист Дмитрий Донской

16 сентября 2007 года сборная России по баскетболу обыграла Испанию (60:59) в финале чемпионата Европы. Та победа остается единственной для национальной команды на крупных турнирах после распада СССР. Вместе с нами первенство вспомнили разыгрывающий защитник той золотой сборной Антон Понкрашов, а также спортивный журналист и доцент Московского международного университета (ММУ) Дмитрий Донской.

Комментарий Антона Понкрашова

— Какая атмосфера царила в команде накануне турнира? Насколько верили в победу?

— Во-первых, надо сказать, что с приходом Блатта атмосфера всегда была хорошая, рабочая. И мне кажется, что это была основная его заслуга — он умел выстраивать отношения и находить правильный подход к людям, поэтому у него всегда получалась хорошая команда.

— Как Дэвиду Блатту удалось выстроить такую командную химию и выжать максимум из каждого игрока?

— Дэвид всегда практически одинаково относился ко всем игрокам. Да, наверное, где-то там Кириленко позволялось чуть больше, чем остальным, но это понятно — Андрей тогда был игроком уровня Матча всех звезд НБА. Это его прямая заслуга — вся сборная с 2006 по 2012 год, то, как она выглядела, это абсолютно его заслуга.

— Какой лично для вас самый запоминающийся момент того Евробаскета, помимо невероятной концовки финального поединка?

— Для меня, разумеется, самый запоминающийся момент — это все равно выход в финале, потому что я до этого не играл в четвертьфинале и полуфинале. Но у Дэвида Блатта всегда есть козырь в рукаве, и он может выдернуть абсолютно любого игрока со скамейки, чтобы переломить ход игры. Он как-то чувствовал это по-своему. И тем игроком оказался я. Он дал мне шанс в финале, я вошел, внес перелом в игру и провел свой лучший матч на том турнире.

— Испания обладала звездным составом, играла дома и считалась явным фаворитом — за счет чего вы смогли одолеть их?

— Вообще интересная история, потому что Испания действительно являлась фаворитом и весь город заранее начал праздновать победу над нами. Не знаю, никакого особого настроя не было. Мы задачу выполнили — попали в финал, это позволило нам быть более раскованными, и скажем так, результат не довлел над нами. Поэтому просто играли, уступали, но потом достали, вернулись, просто играли на победу, вот и все.

— Как праздновали сразу после финальной сирены и следующие дни?

— Самое интересное, что празднование было настолько непонятным, потому что для Испании тот вечер стал траурным и абсолютно все заведения, кроме одного, были закрыты. Мы хотели, понятное дело, отметить победу, отпраздновать такой результат, но долго не могли найти место, потому что город, такое впечатление, просто вымер. Но мы в итоге нашли какое-то заведение, там отпраздновали. Но, на самом деле, эффект от таких побед, как правило, запоздалый, потому что ты не сразу осознаешь, что ты сделал для российского баскетбола и что это в целом за достижение.

— Эту победу можно назвать главной в вашей профессиональной карьере?

— Не знаю, у меня, наверное, три таких победы, которые очень значимы. Это, понятно, золото на молодежном чемпионате Европы в 2005 году, золото Европы в 2007-м и бронза Олимпийских игр-2012. Наверное, все же я поставлю бронзовую медаль Олимпиады на первое место и только потом чемпионат Европы-2007 — на второе.

Комментарий Дмитрия Донского

— После 8-го места на Евробаскете-2005 и непопадания на чемпионат мира-2006 вы допускали всерьез, что Россия сможет побороться за медали на том турнире? Какова степень сенсационности этой победы?

— На тот момент, в 2006 году, я работал в баскетбольном отделе «НТВ-Плюс». И там собрались очень сильные баскетбольные специалисты: Дима Гараненко, Миша Решетов, Андрей Лукьянов. И с их слов я понимал, что наши, уже попав на Евробаскет, если не сенсацию совершили, то, по крайней мере, они уже показали, что умеют побеждать. Что касается того, допускал ли я всерьез, что Россия сможет ли побороться за медали на том турнире, то у меня есть «бум» один такой в голове. Этому меня хоккей научил — мы же там, когда выходим на крупные турниры, все время боремся только за медали. И естественно, так должно быть и в баскетболе. Чем мы хуже там?

Особенно с учетом того, что я же прекрасно помнил тот ЦСКА, который участвовал в «отравленном матче», который побеждал в Евролиге, в котором были великолепные Куделин, Карасев, Кисулил и Панов. У нас на тот момент был сильный баскетбол, и наследие того сильного баскетбола все равно ощущалось. Играл опытный Никита Моргунов, молодые ребята тоже играли и Андрей Кириленко на тот момент был одним из хедлайнеров Национальной баскетбольной ассоциации. И разумеется, мне очень нравился разыгрывающий нашей команды — Джон Роберт Холден, с которым я делал интервью. Ну и надо сказать, что я на тот момент уже, можно сказать, лично знал главного тренера — Дэвида Блатта, потому что тоже брал у него интервью, когда ездил на матчи чемпионата России по баскетболу. И я уже тогда, когда приезжало питерское «Динамо», узнал, кто такой Дэвид Блатт и что он очень хороший тренер, но об этом немного погодя.

Конечно, в самом начале того чемпионата я не думал, что наши будут бороться за медали. Я думал, что наши выйдут в плей-офф, да, может быть, проиграем в первом раунде, потому что казалось, что сборная требует вроде как восстановления после тех «темных» достаточно лет с Елевичем и с Бабковым. И когда наши выиграли у французов, я понял, что это уже сенсация. А то, что наши выиграли у испанцев… Смотрите, финал Евробаскета — это не серия, это всего один матч. И то, что наши могут обыграть испанцев, даже несмотря на поражение в групповом турнире, я думал — а почему бы и нет? Почему нет, если ошибки поражения учтены? А ведь это Блатт — это американец! Победа сама по себе, конечно, сенсационная — народ действительно радовался, но что касается победы лично для меня, раз уж мы дошли до финала, то почему бы его не выиграть? То есть для меня это был лишь сильный прилив очень хороших эмоций, но сенсацией победа над Испанией для меня не стала. Потому что подлинная сенсация была несколько раньше.

— За счет чего российской команде удалось превзойти в финале гораздо более звездную Испанию, которая к тому же играла у себя дома?

— Прежде всего мы превзошли более звездную Испанию с братьями Газолями за счет того, что Блатт и его тренерский штаб смог вычленить те ошибки, которые были у команды, когда она проиграла испанцам. Я напомню, что это было в рамках второго группового турнира, в предпоследнем туре, и то поражение было весьма порядочным (69:81). И тогда, на самом деле, было очень важно те ошибки учесть. Но с другой стороны — всего лишь 12 очков. Как-то за счет чего-то нужно было получить эти 12 очков или сделать так, чтобы их не добрали испанцы.

Опять же, прежде всего за счет великолепной работы тренерского штаба и за счет действительно сплоченности коллектива, вот этой психологический сплоченности малой социальной группы, которой являлась на тот момент наша команда. Я считаю, что это вообще была одна из самых сплоченных команд за всю историю. Если не будем брать хоккейные наши суперкоманды, то вот эта баскетбольная команда 2007 года — ее изучать надо с психологической точки зрения, просто обязательно.

— Самый запоминающийся и переломный момент того турнира для российской сборной на пути к финалу?

— Этот момент был в первом раунде плей-офф, потому что мы играли с французами. У них тогда закончилось поколение Антуана Ригодо и пошло новое отличное поколение с Борисом Диао, с Тони Паркером, конечно же. И там же в этой сборной играл Ронни Тюрьяф — совершенно дикий зверь, который производил впечатление Хищника, знаете, из одноименного фильма. Он тогда играл за «Лейкерс», пусть и во втором составе. Ну а Паркер в этом сезоне становится лучшим игроком финала НБА, где «Сан-Антонио» раскурочил «Кливленд» (4-0). И тогда же была еще эта история с Евой Лонгорией, поэтому все лето Паркер был на слуху.

Что касается Диао, то у него же как раз был сезон за «Финикс», по-моему, 2005/06, когда он успел сыграть как минимум по разу абсолютно на всех пяти позициях, и он лишний раз показал свою невероятную универсальность. И я думал — вот мы попали, сейчас нас как раз и вынесут. Но нет, не вынесли. И для меня это был самый крутой результат. И знаете, в том матче не пошло у Кириленко, точно помню. И тогда его товарищи по команде, Моня, Хряпа и другие, показали, что да, Кириленко пусть и лидер, но у нас есть команда, и это главное. Тогда, по-моему, Виктор Хряпа стал лидером. И вот это главный момент — после того, как Россия победила MVP финала НБА, я думаю, что даже золото с Испанией не было сенсацией.

— После чемпионата много говорилось о заслуге главного тренера — Дэвида Блатта. Как ему удалось выстроить такую командную химию и выжать максимум из каждого игрока?

— Во-первых, да, командная химия — сплочение это наше все, и оно помогло очень сильно нам выиграть финал с испанцами. Но давайте мы будем говорить о том, что Блатт — это все-таки тренер, который учился по методичкам американским, а если точнее по принстонским. Он учился и играл в Принстонским университете, и естественно, что затем он использовал «принстонское нападение». И наша сборная фактически тоже показала именно это нападение. Что это значит? Это значит постоянное движение мяча, но при этом с постоянной угрозой от каждого игрока. В «Сан-Антонио», кстати говоря, это «принстонское нападение» как раз тогда стало более современным. У Испании все было заточено на лидерах — там был Пау Газоль, был Наварро, все эти товарищи. Что касается нашей команды, то там действительно от каждого игрока была угроза. И здесь надо отдать должное Блатту за то, что он смог привить это нападение, которое он в дальнейшем и унес с собой, потому что в таком темпе, в таком ритме просто не смогли поддерживать баскетбол те тренеры, которые пришли ему на замену.

И тут тоже надо сказать о натурализации Холдена — это тоже очень важный момент в преддверии того Евробаскета. Ну и конечно, тактика. Против каждой команды Блатт применял свои какие-то тактические наработки, и соответственно, с испанцами эта тактика тоже была. И речь идет о второй игре. В первой мы вышли посмотреть, они нас обыграли, но во второй игре мы не допустили тех ошибок, мы держались наравне с испанцами, несмотря на то, что по некоторым показателям проиграли им просто вдрызг, по тем же трехочковым броскам. Но все равно, мы, допустим, закрыли трехсекундную зону, и это тоже Блатт, то есть еще и защита. Посмотрите, как играло питерское «Динамо» тогда, между прочим, пока Блатт не ушел в «Бенеттон». Оно играло действительно в очень современный баскетбол.

— Все помнят про Андрея Кириленко, которого признали MVP того Евробаскета. А что можете рассказать про других лидеров той золотой сборной?

— Ну Андрей Кириленко — это понятно, светоч нашего баскетбола, и будем надеяться, что сейчас у него все получится на должности президента РФБ. Я очень надеюсь на это, потому что, знаете, Кириленко — это такой светлый человек, что у него должно все получаться. На площадке получалось, и теперь в Федерации тоже должно. Что же касается сборной, то там действительно было на кого посмотреть. Ну допустим, Никита Моргунов, с которым я познакомился уже гораздо позже, комментируя баскетбольные матчи на телеканале Viasat — очень хороший, очень разбирающийся в баскетболе человек. В финальном матче, кстати, он набрал 4 очка.

Ну разумеется, Джон Роберт Холден — куда же без него? На его счету решающий бросок Евробаскета. А натурализовали его, по-моему, как раз перед этим Евробаскетом. И кстати, сам Блатт отмечал, что в России не все хорошо именно с разыгрывающими защитниками, поэтому ему был нужен первый номер, которым и стал Холден. Конечно, Захар Пашутин, Виктор Хряпа, Сергей Моня, безусловно, и жаль, что ни у того ни у другого не сложилась карьера в НБА. А Хряпа на тот момент уже играл в «Чикаго», не будем об этом забывать.

Ну и наверное, все. Это такой основной кулак сборной России. У некоторых после этого карьера сложилась, у некоторых — скорее нет. Но я стараюсь отслеживать, где эти ребята сейчас, и просто радоваться, если у них что-то получается. Как-никак, они сказали всем нам, россиянам, что вы можете вернуться в 2007 год, если включите тот самый финал. Помните, кто-то сказал, что нельзя вернуться в 2007 год? Но если вы все-таки хотите это сделать, то включайте финал Евробаскета, и будет вам счастье, потому что там действительно были счастливые денечки для нашего баскетбола.

Как прошел тот турнир?

Это был 35-й по счету чемпионат Европы. Его провели с 3 по 16 сентября в пяти испанских городах — Мадриде, Севилье, Гранаде, Аликанте и Пальме. Всего за титул боролись 16 команд, которые были разбиты на четыре группы. Россия попала в квартет А, где одержала три победы над Сербией (73:65), Израилем (90:56) и Грецией (61:53).

По три лучшие сборные выходили во второй групповой раунд, на котором нужно было финишировать в первой четверке из шести коллективов. На этом этапе российская команда стартовала с уверенной победы над Португалией со счетом 78:65. Затем было единственное поражение за весь турнир — от Испании (69:81). В заключительном матче подопечные Дэвида Блатта выиграли у Хорватии (83:70). Эти результаты позволили выйти в плей-офф со второго места.

В четвертьфинале Россия в упорнейшем поединке вырвала победу у Франции со счетом 75:71. В полуфинале уже гораздо увереннее удалось пройти Литву (86:74). В решающем поединке национальную команду ожидала встреча с испанцами, которые выбили в 1/4 Германию (83:55), а в 1/2 были сильнее Греции (82:77).

Сборная Испании подходила к домашнему первенству в статусе действующего чемпиона мира (2006 года) и однозначного фаворита. Ее лидером являлся один из лучших центровых мира на тот момент — Пау Газоль. Вместе с ним собрались и все остальные главные звезды испанского баскетбола: Хуан Карлос Наварро, Хосе Мануэль Кальдерон, Руди Фернандес, Марк Газоль, Хорхе Гарбахоса и Серхио Родригес.

Финальный поединок прошел в Мадриде в присутствии 15,5 тыс зрителей. Россия уверенно начала ту встречу и выиграла первую четверть с разницей в 11 очков (22:11). По ходу всего поединка подопечные Дэвида Блатта великолепно оборонялись и успешно нейтрализовывали лидеров Испании — Пау Газоль набрал всего 14 очков, забив с игры лишь 3 броска из 12. Помимо него, только один баскетболист смог набрать более 10 баллов — в активе Кальдерона было 15. Хозяева смогли нагнать соперников ближе к перерыву, во второй половине шла равная борьба, а уже в четвертой четверти испанцы вышли вперед. Все решилось в драматичной концовке.

Хозяева вели на последней минуте со счетом 59:58. Самым результативным игроком встречи стал Андрей Кириленко с 17 очками, однако во время заключительной атаки он доверил решающий бросок разыгрывающему защитнику — Джону Роберту Холдену. В итоге именно натурализованный американец, являвшийся одним из лидеров ЦСКА с 2002 по 2011 год, сделал золотое попадание. Он вошел внутрь трехочковой зоны, сместился вправо, сделал обманное движение, заставив пролететь мимо опекавшего его Кальдерона, и бросил примерно с четырех метров. Мяч ударился в переднюю дужку, затем в дальнюю, отскочил в щит и чудесным образом все-таки провалился в кольцо. Перед этим броском в активе Холдена было всего 6 очков. Вторым по результативности после Кириленко стал Алексей Саврасенко — 10 баллов.

На ответ у хозяев оставалось всего две секунды. После таймаута мяч получил Пау Газоль и сделал тяжелейший бросок с отклонением с дальней дистанции. Снаряд угодил в щит, после чего, как показалось, отскочил точно в цель, но домашнее кольцо предательски выплюнуло мяч, и на глазах у заполненного мадридского зала россияне начали праздновать эту сенсационную победу. Отечественная сборная впервые с 1985 года стала чемпионом Европы.

Я родился в Америке и не говорю по-русски, но в такие минуты это не имеет никакого значения. Совершая последний бросок, я чувствовал ответственность за всю страну. До победного мяча я промахнулся четыре раза подряд, но я до сих пор убежден, что я мог и обязан был совершить те попытки. Я не сдерживал себя и обнял Кириленко. Поблагодарил его — он мог с легкостью повести себя в тот момент эгоистично. Именно это самое выразительное проявление его характера. Ощущение, что мы совершили что-то великое, нельзя выразить словами. Я никогда не представлял, что можно испытывать нечто подобное. Это был лучший момент всей моей баскетбольной жизни.

Джон Роберт Холден, Бывший защитник сборной России

Самым ценным игроком турнира был признан Андрей Кириленко, позже его назовут лучшим в Европе по итогам 2007 года. Вместе с Кириленко в символическую пятерку чемпионата вошли немец Дирк Новицки, литовец Рамунас Шишкаускас и испанцы Пау Газоль и Хосе Мануэль Кальдерон.

Если составить рейтинг самых выдающихся игр в истории отечественного баскетбола, на первое место все поставят финал Олимпиады-1972 в Мюнхене с легендарными тремя секундами, пасом Ивана Едешко и попаданием Александра Белова. Но наша победа в 2007-м с золотым броском Холдена — это второе или третье место. А в новейшей истории сборной России тем более немного таких игр. Все Олимпиады вспоминаю. 2000 год — когда первый раз увидел американцев, на которых раньше смотрел только по телевизору, а тут они перепрыгивают через соперников и забивают сверху.

Андрей Кириленко, Лучший игрок Евробаскета-2017, президент РФБ

Самым результативным игроком турнира стал Дирк Новицки — 24 очка в среднем за игру. Следом в пятерке финишировали француз Тони Паркер (20,1), турок Хедо Туркоглу (19,2), Пау Газоль (18,8) и Андрей Кириленко (18). Лидер российской команды также вошел в пятерку лучших еще по трем статистическим показателям: он стал третьим по подборам, первым — по перехватам и вторым — по блокшотам.

Полный состав сборной России: защитники Джон Роберт Холден, Сергей Быков, Петр Самойленко, Захар Пашутин, Антон Понкрашов и Николай Падиус, форварды Андрей Кириленко, Виктор Хряпа, Сергей Моня и Никита Шабалкин, центровые Никита Моргунов и Алексей Саврасенко.

В сборной собрался уникальный состав: лучшие игроки, на которых легла основная нагрузка, были в соку. Блатт с первой тренировки в 2006-м говорил о том, что мы должны выиграть Европу. Мы не котировались букмекерами и сами не думали о своих высоких местах. В финале все давление было на сборную Испании. Мы вышли в финал — уже все радовались. Блатт всегда удивлялся. Он говорил, что никогда не встречал такого работоспособного коллектива. У нас конкуренция на тренировках иногда была выше, чем в матче против Испании.

Сергей Быков, Бывший защитник сборной России

━━━━━

Алексей Сыровежкин