Сергей Бобылев/ТАСС
Сергей Бобылев/ТАСС

Вынужденная многовекторность: как в Казахстане относятся к украинскому кризису?

На фоне санкций российское общество ожидало от Казахстана руки помощи. Однако для Нур-Султана экономическая необходимость взяла верх над союзнической солидарностью

С начала украинского конфликта Казахстан занял подчеркнуто нейтральную позицию по отношению к нему. После эскалации кризиса ближайший союзник России заявил, что намерен соблюдать западные санкции, и выступил против признания республик Донбасса. Схожим образом поступили и другие партнеры Москвы, но если их нейтралитет в России восприняли с пониманием, то в случае с Казахстаном это вызвало раздражение. Рассказываем, почему Нур-Султан отказался занимать пророссийскую позицию по Украине и что это значит для нашей страны.

Какую позицию занимает Казахстан по отношению к России?

Казахстан, как и другие страны Средней Азии, занял неопределенную позицию по украинскому конфликту. Нур-Султан не присоединился к лагерю стран-критиков специальной военной операции РФ, воздержавшись от высказывания своей позиции на международных площадках.

В то же время Казахстан отказался и от прямой поддержки Москвы, с которой его связывают военный союз и экономическая интеграция. После начала СВО президент страны Касым-Жомарт Токаев высказывался за сохранение территориальной целостности Украины и отвергал возможность признания ДНР и ЛНР. На фоне ухудшения отношений Москвы и Запада Токаев заявил, что Нур-Султан намерен соблюдать санкционный режим, не присоединяясь к нему.

«Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики», — пояснял позицию Казахстана Токаев.

По его словам, Нур-Султан активно консультируется с российским правительством для того, чтобы найти приемлемый формат отношений в нынешней «уникальной» ситуации. 15 сентября глава МИД страны Мухтар Тлеуберди сообщил, что такие же консультации он проводит с США и Еврокомиссией.

Военная операция не изменила отношения Казахстана и к Украине. Нур-Султан предпочел сохранить контакт с Киевом и с марта стал регулярно направлять ему гуманитарную помощь. В августе появилась информация о поставках казахского советского оружия на Украину через Великобританию. Однако в министерстве индустрии страны опровергли это.

Что об этом думают в России?

Кремль комментирует действия Казахстана сдержанно, отмечая что Нур-Султан безусловно остается дружественной для РФ страной. Отношения на высшем уровне тоже, кажется, не претерпели изменений.

За последние месяцы Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев встречались четырежды. В июне они приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) и увиделись на полях Каспийского саммита. В августе Токаев и Путин провели саммит в Сочи, а 15-16 сентября они вместе присутствуют на встрече Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Вместе с тем позиция Нур-Султана не могла не вызвать напряжение в двусторонних отношениях. В Москве Нур-Султан считали вторым по близости союзником России после Белоруссии, который если не поможет ей в военном плане, то хотя бы окажет содействие в обходе санкций. Поэтому, в отличие от тех же Индии и Китая, его подчеркнутый нейтралитет вызвал плохо скрываемое разочарование в российских политических кругах.

Не обошлось и без предупредительных сигналов. На фоне заявлений Токаева по санкциям и готовности сотрудничать с Европой по энергетике участились аварии на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). В июне сбой объяснили разминированием акватории Черного моря от бомб времен Великой Отечественной. На следующий месяц новороссийский суд пригрозил остановить работу КТК на 30 суток из-за экологических нарушений. А в августе на морском причале в Новороссийске остановили работу двух из трех нефтеналивных причалов, ссылаясь на повреждение оборудования в результате апрельского шторма.

В Нур-Султане официально не видят рисков в ситуации с КТК. Впрочем, перебои изменили его риторику: если в июле Токаев был готов стабилизировать энергорынок Европы, то в августе казахское минэнерго оговорилось, что не планирует замещать поставки в ЕС из России.

Почему Казахстан придерживается нейтралитета?

Нынешняя политика Казахстана исходит из его курса на многовекторность, который приняли еще в бытность президентства Нурсултана Назарбаева.

В отличие от Белоруссии, Нур-Султан действительно реализовал его, равномерно распределив товарооборот между Россией, ЕС и Китаем. Кроме того, он остается важным партнером США, чьи компании играют видную роль в казахской нефтяной индустрии. Американские Chevron, ExxonMobil, Oryx, Texaco и другие фирмы участвуют практически во всех проектах по разведке, добычи и транспортировке казахской нефти — без них Казахстан попросту не способен освоить имеющиеся у него месторождения.

Долгое время многовекторность была основой экономического благополучия Казахстана. Однако украинский кризис пошатнул этот баланс, поставив его перед нелегким выбором: потерять Россию, которая остается для Казахстана импортером критически важных товаров, или лишиться рынков сбыта энергоресурсов на Западе и рисковать уходом нефтедобытчиков из США из-за вторичных санкций.

Санкционная война России и Запада уже ударила по экономике Казахстана, отняв у него 1,5% годового роста ВВП и ускорив инфляцию до 16-18% вместо прогнозируемого замедления до 6,5% в начале года. На фоне ухудшения ситуации у Нур-Султана не остается иного выбора, кроме как идти на уступки Западу и искать пути экспорта нефти в обход России.

Вместе с тем ожидать того, что Казахстан будет медленно дрейфовать в сторону ЕС и США, не стоит. Пусть он и не хочет терять экономические связи с Западом, но в вопросах безопасности Нур-Султан практически полностью зависит от России — что стало особенно ясно после январских беспорядков, закончившихся привлечением ОДКБ.

Изменить это в краткосрочной и среднесрочной перспективе ему вряд ли удастся: переключиться на США и ЕС не позволит географическая зажатость между антизападными Россией, КНР и Ираном. А Китай, который активно наращивает присутствие в Средней Азии, пока не торопится переносить экономическое влияние в военно-политическую плоскость. Поэтому Казахстан останется наиболее близким и в то же время нейтральным союзником России.

━━━━━

Виталий Рюмшин