Юрий Смитюк/ТАСС
Юрий Смитюк/ТАСС

«Дружественный нейтралитет»: чью сторону занимает Китай в украинском конфликте?

Политически и морально Пекин поддерживает Россию. Экономически же Китай находится на стороне Китая

По ситуации на Украине высказались, пожалуй, уже все заинтересованные страны. Одни резко осудили военную операцию РФ, другие ее поддержали, третьи заняли выжидательную позицию. Среди всех особняком стоит Китай — Запад больше месяца требует от него присоединиться к санкциями против России или по крайней мере внятно высказать свое отношение к Украине. Однако Пекин настойчиво избегает прямых формулировок, поддерживает то одну, то другую сторону и при этом умудряется оставаться главным стратегическим партнером Москвы в мире. Разбираемся, на чьей стороне находится Китай в украинском конфликте и почему никто не может понять, о чем на самом деле думают его власти.

Какую позицию занимает Китай по Украине?

Формально Китай занимает нейтральную позицию по украинскому кризису, выступая за скорейшее прекращение конфликта через переговоры. При этом его риторика далека от нейтральной — Пекин воздерживается от критики России и одновременно обвиняет в кризисе США, осуждает расширение НАТО и выступает против антироссийских санкций.

Симпатии к России особенно заметны в реакции китайского общества, которое недвусмысленно поддерживает военную операцию на Украине. То же справедливо и для китайских государственных СМИ, предпочитающих освещать события на полях с точки зрения российских военных и критиковать позицию Запада.

«Украинский кризис был во многом спровоцирован агрессивным расширением НАТО на восток. Альянс — это причина проблемы. Вместо того, чтобы задуматься о собственном поведении, НАТО усиливает давление на другие страны, чтобы те встали на ее сторону против России. Это неразумно и довольно низко», — рассказало о причинах кризиса китайское государственное издание Global Times.

Похожие сигналы можно услышать и со стороны официальных властей, однако высшие китайские чины стараются занимать амбивалентную позицию. На заседаниях в ООН они воздерживаются от голосования, а в публичных заявлениях избегают обвинений (и вообще оценочных суждений) в адрес той или иной стороны.

«Главная причина проблемы Украины — это дисбаланс системы европейской безопасности. Нужно следовать принципу неделимости безопасности и воссоздать сбалансированный и эффективный механизм безопасности в Европе», — так выглядит объяснение конфликта по версии главы МИД КНР Ван И.

Тактика Китая по отношению к военной операции РФ вызывает стойкое неприятие на Западе. Вашингтон и Брюссель пытаются заставить Пекин присоединиться к санкциям, призывая его занять «четкую позицию» и угрожая некими «последствиями» в случае открытой поддержки Москвы. Эта тема была центральной на встрече высших чинов США и КНР 15 марта и на саммите Китай-ЕС 1 апреля. Однако все переговоры заканчивались безрезультатно.

Помогает ли Китай России?

«Дружественный нейтралитет» Китая работает и в обратную сторону. Пекин принципиально не присоединяется к западным санкциям и в то же время не торопится помогать России преодолевать их последствия.

Вопреки многочисленным прогнозам, приостановка деятельности западных компаний не привела к массовому заходу китайского бизнеса в освободившиеся ниши. Конечно, на российском рынке появились новые проекты — например, новый завод в Липецке от компании Xibao Group или планы фирмы Haier удвоить выпуск стиральных машин на объектах в Татарстане. Однако крупный бизнес, напротив, сокращает поставки в Россию. Из-за санкций и логистических проблем производители смартфонов Huawei, Xiaomi и Oppo вдвое урезали экспорт в нашу страну, отечественная авиапромышленность лишилась китайских запчастей, а банки ограничили финансовые операции с РФ.

Не лучше дела обстоят и в энергетическом секторе. По данным Reuters, ведущие компании КНР, вроде CNOOC, Sinochem, Sinopec и Petrochina, не спешат заключать новые договоры на поставки из-за проблем с транзакциями и опасений, что на Западе их действия истолкуют как скрытую поддержку РФ.

Нет ясности и касательно готовности Китая оказывать России прямую помощь. В середине марта западные СМИ со ссылкой на американских чиновников сообщали, что Москва якобы запросила у Пекина военную и экономическую поддержку — речь шла о поставках боевых дронов и других видов амуниции.

Британская газета The Guardian писала, что Китай удовлетворил запрос. Но что на самом деле ответили в КНР и была ли такая просьба вообще, неизвестно. Обе стороны категорически отрицают факт подобных переговоров.

Почему у Пекина такая двойственная позиция?

Украинский кризис поставил Пекин в очень неудобное положение. Китайские власти продолжают готовиться к большому противостоянию с США, и им не хочется лишаться такого важного стратегического союзника, как Россия. С другой стороны, местные компании действует осторожно из-за неопределенности вокруг экономики России и опасений попасть под вторичные санкции за сотрудничество с ней. Китайские фирмы сильно зависят от обширных западных рынков — терять их только ради дружбы с Москвой они не готовы.

Старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований ИМИ МГИМО Иван Зуев считает, что китайский бизнес руководствуется и иными соображениями — фирмы ждут, когда РФ предоставит им привилегированный статус на своих рынках. Такие надежды были и после 2014 года, однако в тот раз Москва не пошла на уступки.

«Это не отвечает интересам России, которая не хочет менять одну зависимость на другую. Защита стратегических отраслей от попадания под контроль иностранного капитала, ставка на приоритетное использование отечественных специалистов и локализацию производства — вот те «киты», на которых строится инвестиционная политика Москвы. И исключений в ней пока не делалось даже для такого важного партнера, как Китай», — объясняет он.

Впрочем, ситуация на Украине вряд ли повредит российско-китайским отношениям. По мнению американского китаеведа Джуда Бланшетта, Пекин не оставит Москву без поддержки. Напротив, он будет наращивать ее в случае ухудшения ситуации.

«Пекин давно рассматривает Москву как важнейшего стратегического партнера в нарастающем противостоянии с США и их союзниками в Европе и Азии. Что более важно, Россия — единственный настоящий стратегический и военный партнер Китая, — пишет Бланшетт. — Хотя в их двусторонних отношениях и существуют трения, не в последнюю очередь из-за растущего экономического разрыва, более широкая геополитическая обстановка сближает Москву и Пекин».

━━━━━

Виталий Рюмшин