
Частично не по плану: какие проблемы вскрыла мобилизация?
С момента объявления в России частичной мобилизации не прошло и недели, однако уже ясно, что она пошла не так, как планировалось. Почти с первого дня в сети начали появляться сообщения о призыве в армию мужчин, имеющих отсрочку и никогда не державших в руках оружия. Наплевательское отношение военкоматов к распоряжениям Минобороны вызвало общественное возмущение, к которому присоединились и высшие эшелоны власти. Рассказываем, с какими проблемами сталкиваются мобилизованные и как власти решают их.
С сучком и задоринкой
Пожалуй, наиболее распространенной проблемой мобилизации стало вольное обращение с установленными Минобороны критериями призыва. Из-за этого повестки часто получали мужчины без военно-учетной специальности, возрастные люди, инвалиды, многодетные отцы и сотрудники оборонных предприятий, которым положена отсрочка от призыва. При этом бывали и случаи, когда военкоматы не брали добровольцев с боевым опытом, мотивируя это «выполнением плана».
Иногда подобные инциденты случались по ошибке. Так произошло с 32-летним айтишником «Сбера» Виктором Бугреевым и с отцом пятерых детей Николаем Мищенко из города Рузы в Подмосковье. В обоих случаях военкоматы признали упущение после того, как проблемы получили огласку в СМИ.
Другие военные комиссары сознательно расширяли категории призыва. Например, в городе Назарово Красноярского края местный военкомат решил «работать со всеми», за исключением «забронированных» и совершивших тяжкие преступления.
Мобилизованные сталкиваются с проблемами и на других этапах призыва. В городе Клинцы Брянской области у призывников отбирали личное обмундирование на сборном пункте. В Приморском крае на учениях им выдали ржавые автоматы Калашникова. А в ряде регионов мобилизованных отправляли в части с ненадлежащими условиями содержания.
«Вредители в погонах»
Проблемы мобилизации быстро привлекли внимание журналистов, общественников, политиков и чиновников. Всю ответственность за провалы критики возложили на военкомов, которые отнеслись к распоряжениям Минобороны спустя рукава. К настоящему моменту многие из них объявили о планах оказывать помощь в случае незаконного призыва.
К критике военкомов также присоединились региональные и федеральные чиновники. Власти Дагестана, где 25 сентября прошла несанкционированная акция протеста против мобилизации, признали, что недовольство отчасти стало следствием неправомерных действий военкоматов, и пообещали исправить ситуацию.
На проблему обратили внимание и в парламенте. Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что мобилизация должна идти в соответствии с законодательством. Более резко высказался глава партии «Справедливая Россия — За Правду» Сергей Миронов, назвавший военкомов «вредителями в погонах».
Глава Совфеда Валентина Матвиенко сказала, что в теме мобилизации не должно быть разночтений. «Перегибы абсолютно недопустимы. И, считаю, они совершенно справедливо вызывают резкую реакцию в обществе», — подчеркнула она.
«Есть случаи, когда указ [президента РФ] нарушают, — заявил, в свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. — Случаи, несоответствующие нужным критериям, устраняются. Надеемся, что все ошибки будут исправлены».
Минобороны РФ публично не комментировало сложившуюся ситуацию, но, судя по всему, выводы там все-таки сделали. 24 сентября ведомство сообщило об отставке замминистра Дмитрия Булгакова, отвечавшего за материально-техническое обеспечение войск. В этот же день Telegram-канал Mash сообщил, что Минобороны провело собрание военкомов, на котором отчитало их за халатность и «призыв всех без разбору».
Общественный резонанс привел к тому, что незаконно мобилизованных уже начали возвращать домой. В Якутии от службы освободили уже 86 призванных мужчин. 24 сентября белгородские власти сообщили, что помогли 75 ошибочно мобилизованным. В Крыму выявили около 200 случаев, когда мужчины получали некорректные повестки.
Не для плана
«Перекосы» на местах — это следствие пороков устаревшей системы материально-технического обеспечения ВС РФ и ее неготовности к проведению мобилизации.
Многие военкоматы по-прежнему не цифровизированы и хранят информацию о призывниках в бумажном виде. Это привело к тому, что у комиссариатов почти отсутствуют горизонтальные связи друг с другом, а многие персональные данные сильно устарели. По этой причине зачастую они и сами не знают, сколько призывников находятся в их ведении.
Играет роль и человеческий фактор. Часто военкомы не доводят до персонала распоряжения Минобороны или не могут правильно интерпретировать их. В других случаях они выбирают формализованный подход и работают только на выполнение плана.
«Очень многие военкомы решили, что мобилизация это не отбор в первую очередь профессионалов, или хотя бы людей с опытом, а срочный сбор кого попало с последующим рапортом наверх — указание выполнено», — отметил зампреда Мосгордумы Андрей Медведв.
«Первые дни частичной мобилизации показали, что военные комиссариаты нередко исходят из логики "палочной системы", формально относясь к формированию мобилизационного контингента, — заявил глава СПЧ Валерий Фадеев в письме министру обороны Сергею Шойгу. — У военкоматов могут быть устаревшие базы, цифровизация где-то хромает, поэтому с каждым человеком надо работать тщательно, а не для плана».
━━━━━
Виталий Рюмшин