STEPHANIE LECOCQ/EPA/TASS
STEPHANIE LECOCQ/EPA/TASS

Apple, у вас проблемы. Объясняем, за что многие не любят компанию

Техногигант не дает развиваться другим из-за своей монополии, порой продает откровенную халтуру и, кажется, немного недолюбливает Россию

Вечером 26 сентября компания Apple удалила приложение социальной сети VK из магазина App Store. Теперь россиянам недоступна сама соцсеть, а также сервисы «VK Музыка», «VK Клипы» и «VK Мессенджер». Кроме того, техногигант запретил пользователям скачивать «Почту» и «Облако Mail.ru». Такое решение не могло не насторожить людей и лишь в очередной раз подтвердило — несмотря на всемирную любовь к технике Apple, вопросы к политике купертиновцев все-таки есть. Сегодня мы решили разобраться, за что многие недолюбливают компанию.

Apple — монополисты. Это раз

В августе 2020 года Apple стала первой компанией в мире с рыночной капитализацией в $2 трлн (сейчас сумма превышает $3 трлн). Колоссальные ресурсы купертиновцев позволили им диктовать свои (не всегда адекватные) условия на рынке. Разумеется, такой расклад не мог устраивать всех, и против Apple развернулась настоящая антимонопольная война.

Первыми, кто решил противостоять «яблочной» империи, стал разработчик Epic Games. Причиной конфликта стало удаление их игры Fortnite с платформы App Store — Apple пошла на такой шаг после того, как разработчик отдал геймерам возможность совершать встроенные покупки напрямую (из-за этого купертиновцы лишались 30%-ной комиссии).

Несмотря на то, что Epic Games подала гражданский антимонопольный иск против Apple и получила поддержку от других крупных сервисов вроде Spotify и Netflix, купертиновцы отделались легким испугом и просто убрали разработчика из App Store. Позднее Apple ругалась с Facebook, Telegram и другими по той же причине — «дань» в размере 30% казалась неприемлемой примерно всем.

Apple — злостные монополисты. И это два

Фактически Apple не просто урезал (и урезает) бюджеты разработчикам, но и искусственно принуждает тех повышать цены: подписка на Apple Music стоит дешевле Spotify, однако стоит понимать, что за свой стриминг Apple комиссию никому не платит. Помимо этого у многих компаний и стран (и даже ЕС!) появились вопросы к монополии платежной системы Apple Pay.

Ни одно другое платежное приложение (Google Pay, Garmin Pay или FitBit Pay) не имеет права использовать чип NFC, встроенный в смартфоны Apple. Компания при этом зарабатывает огромные деньги, взимая с банков комиссию до 0,15% за транзакции по кредитной карте и 0,05% по дебетовой. Android, в свою очередь, денег за это не берет — и это лишь еще раз выставляет Apple в нелучшем свете.

На сегодняшний день обвинения в монополии преследуют Apple на каждом шагу. В мае этого года Европейская комиссия обвинила компанию в злоупотреблении доминирующим положением, также на купертиновцев подал в суд американский банк Affinity Credit Union (всему виной тот же Apple Pay). Что будет с Apple дальше и какие санкции будут применены — вопрос открытый, но интересный. Последим.

Apple — не про инновации. Уже давно

Если две предыдущие главы текста не особо касались лично вас (разве что вы разработчик приложений), то отсутствие инновационности — это тот фактор, который первостепенно волнует владельцев техники. Когда-то Стив Джобс подарил нам революционный iPod, изменил представление о компьютерах и придал девайсам минималистичный и стильный вид. Последние годы компания совсем отошла от этого принципа и стала предлагать откровенно устаревшие решения.

Не будем далеко ходить и вспомним про новый iPhone 14. До его выхода ненавистная всеми «челка», которая закрывает селфи-камеру и динамик, существовала целых пять лет (другие компании без каких-либо проблем замаскировали ее). Помимо этого, подорожавший смартфон практически не изменился с точки зрения функциональности и дизайна. Новый флагман стал олицетворением стагнации и безыдейности, о чем говорят и его невероятно низкие продажи (они упали на 70% по сравнению с продажами стандартной версии iPhone 13).

В защиту Apple стоит сказать, что раньше они если и не создавали новое, то прекрасно адаптировали старые идеи, доводя их до идеала. Вспомните только Apple Watch: до них были десятки попыток сделать что-то подобное (в частности, Smart Personal Object Technology Билла Гейтса в 2003-м), но именно они стали хитом и завели тренд на девайс. К сожалению, сейчас Apple попросту не успевает за конкурентами — те же гибкие устройства (которые несколько лет выпускают Samsung и Huawei) они собираются презентовать только через несколько лет. А до тех пор, судя по всему, будут «удивлять нас» новыми цветами и повышением цен…

Apple — компания, которую любят россияне. Но эта любовь не взаимна

В марте компания Apple ограничила поставки своих устройств в Россию. Позже купертиновцы запретили россиянам смотреть презентацию новых девайсов на официальном сайте и YouTube-канале. И если столь резкие меры можно объяснить политической ситуацией и давлением со стороны компаний-коллег (которые тоже «отменяли» Россию), то давайте отмотаем время назад.

В компании не делали ставку на россиян в течение очень долгого времени. Несмотря на то, что люди готовы переплачивать за бренд Apple, купертиновцы так и не адаптировали большое количество функций и сервисов. В России так и не появился новостной агрегатор Apple, колонки HomePod не знают русский язык и вообще официально не продаются, ну а про картографический сервис Apple Maps и говорить, наверное, не стоит.

Хочется верить, что со временем Apple исправит ошибки, начнет с уважением относиться к разработчикам и порадует своих пользователей действительно инновационными решениями. Мы не знаем, когда это случится, но точно знаем одно — Apple, вам пора что-то менять.

━━━━━

Никита Прунков