Diego González/Unsplash
Diego González/Unsplash

И женщины, и дети: как проходили первые в истории мобилизации

В ряды армии вступало много добровольцев. А те, кто не мог, активно работали в тылу. Таким образом, Родину защищал каждый

21 сентября Президент России Владимир Путин объявил о частичной мобилизации. Впервые в военном контексте это слово использовали в 1850-х годах для описания подготовки прусской армии. С тех пор мобилизационные теории и тактика постоянно менялись. Это позволило узаконить массовый набор призывников, впервые введенный во время Французской революции. Рассказываем, как проходила мобилизация в давние времена и как дела обстояли в СССР.

Проблемы первых мобилизаций: разные языки и вялые караваны

Практика затронула еще Римскую республику. В то время вербовалось от 6% (81-83 г. до н.э.) до 10% (210 г. до н.э.) всего населения. Это происходило лишь в чрезвычайных ситуациях и на короткие периоды времени, а также значительно отличалось от того, что мы знаем сейчас. Уже в современности Шведское великодержавие завербовало 7,7% населения в 1709 году, а Королевство Пруссия мобилизовало около 6-7% в 1760 и 1813 годах.

Армии XVIII века насчитывали в среднем 20 тыс. человек. Военным силам такого размера требовалось около 20 тонн продовольствия в день, укрытие, а также все необходимое снаряжение, лошади или мулы, инструменты и одежда. Без эффективного транспорта мобилизация средних сил была чрезвычайно дорогостоящей, трудоемкой и потенциально опасной для жизни.

Армия XIX века насчитывала в среднем 100 тыс. человек. Несмотря на преимущества массовых сборов, мобилизация сил такого масштаба занимала гораздо больше времени, чем в прошлом. Австро-итало-французская война (1859 г.) продемонстрировала все проблемы современного призыва. Французские караваны, перевозившие припасы, двигались невероятно медленно, а вооружение было организовано небрежно. Им повезло, поскольку австрийские противники столкнулись с аналогичными проблемами.

Учась на ошибках коллег, в Пруссии разработали современную мобилизационную систему. Она закрепила призыв по возрасту и оперативное развертывание новых частей. Пруссия обратила внимание не только на проблемы с доставкой припасов в армии, но и на отсутствие связи между войсками, офицерами и генералами. Дело в том, что в австрийском обучении в мирное время использовалось девять разных языков, что приучило солдат отдавать приказы, используя только родную речь. Один военнослужащий даже заметил, что его солдаты не могли понять простую команду «Стоять». Это демонстрировало частые коммуникативные проблемы, которые возникли с появлением массовой армии.

Рекорд мобилизации и эффективные сборы в Российской империи

Наибольшее количество примеров мобилизации можно отметить в начале Первой мировой войны. В 1914 году Великобритания по-прежнему оставалась единственной европейской великой державой без воинской повинности. Другие государства полагались на обязательную службу, чтобы снабдить каждую из армий миллионами людей, которые понадобятся для победы. Крупные войны имели три вида мобилизаций: частичную (превентивную), всеобщую (в начале боевых действий) и перманентную (на протяжении боев).

Маневрирование формирований из миллионов человек с ограниченной военной подготовкой требовало сложных планов, не допускающих ошибок, путаницы или неосмотрительности. Они были подготовлены с учетом наихудших сценариев. Например, в начале Первой мировой немецкие военачальники не планировали мобилизоваться для войны с Россией, предполагая, что Франция не придет на помощь союзнику, или наоборот. Однако французы мобилизовали около 7000 поездов. Для войны пригодились и лошади: англичане подготовили 165 тыс. голов для кавалерии, австрийцы — 600 тыс., немцы — 715 тыс., а русские — более миллиона.

28 июля 1914 года Николай II вместо привычного созыва ополчения приказал провести частичную мобилизацию против Австро-Венгрии. Это потребовало напряжения всех служб и ведомств. В целом император положительно оценил подготовку и даже учредил медаль «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 года».

Один из рекордов по мобилизации взяла Болгария. Она зашла так далеко, что в конечном итоге завербовала 1,2 млн человек — более четверти населения в 4,3 млн. Это наибольший показатель среди всех стран-участниц Первой мировой войны.

Война меняла женщин, а женщины — войну

С начала военного времени правительства самых разных стран призывали женщин к служению и самопожертвованию и подчеркивали их важность для победы.

Во Франции массовая мобилизация женского населения для работы на фабриках позволила к 1915 году увеличить производство снарядов до 100 тыс. штук в день. Женщины также управляли трамваями, присоединялись к вспомогательным силам вооруженных сил и становились полицейскими.

На фабриках они выполняли полный спектр работ — от запуска машин до сварки. Это часто подвергало их риску, поскольку при производстве боеприпасов женщины контактировали с опасными и даже смертельными химическими веществами.

Работницы вносили вклад в сельское хозяйство, поскольку мужчины из деревень были поглощены войной. В Великобритании, например, это было особенно необходимо, так как ввоз продуктов в островное государство обернулся сложной задачей.

Во время Второй мировой войны за июнь и июль 1941 года в СССР была проведена всеобщая мобилизация мужчин и частичная — женщин. Таким образом, защищать Родину мог каждый. В рамках нынешней частичной мобилизации существуют должности, которые могут замещаться женщинами с соответствующими военно-учетными специальностями.

Некоторые увидели в начале войны прекрасную, хотя и трагическую, возможность показать, что делает расширение политических прав женщин. Они настаивали на том, что мир, который прислушивается к их голосам, не допустит новой войны.

Студенты и школьники: опасная работа от рассвета до заката

Когда началась Вторая мировая, в СССР повестку из военкомата приносили на дом, а в деревнях — в сельсовет. В документе просили освободить будущего военного от работы и выдать деньги на две недели вперед. Постепенно фронт требовал пополнения, и в армию брали и 17-летних, и 50-летних.

Война разрушила мечты советских школьников, большинство из которых сразу после выпускного отправились на фронт. Они строили оборонительные сооружения и работали в госпиталях.

Студентов и аспирантов отвлекали от учебы для участия в работах на полях колхозов и совхозов. Они убирали снег со взлетной полосы аэродромов и кололи дрова. Продолжая ранее начатые исследования, студенты-химики включились в производство сульфамидных препаратов, медицинского эфира и глюкозы для госпиталей. Студенты МГПИ им. В.И. Ленина вместе с другими москвичами рыли окопы, противотанковые рвы, сооружали эскарпы, строили дзоты и блиндажи. Группы девушек младших курсов укладывали железные дороги и возводили железобетонные укрепления.

При минимальной подготовке студенты были вынуждены обращаться со сложными машинами. Многие были тяжело ранены токарными станками, на которых изготавливались детали самолетов. Помимо травм условия труда стали причиной многих заболеваний.

Однако, что касается нашего времени, частичная мобилизация не затрагивает студентов, которые проходят первичное обучение в вузах РФ на очных или вечерних отделениях.

━━━━━

Анастасия Дегтярева