Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Дмитрий Феоктистов/ТАСС

В Донбассе завершились референдумы о присоединении к России. Что будет дальше?

Бывшие регионы Украины решили перейти под российскую юрисдикцию. На Западе их выбор наверняка не признают, но это уже ничего не изменит

27 сентября в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях подошли к концу референдумы по присоединению к России. Уже ясно, что жители Донбасса высказались за вхождение в состав РФ. Теперь слово будет за Москвой, которая должна принять отколовшиеся регионы. Рассказываем, по какой процедуре это будет происходить и как референдумы в Донбассе повлияют на украинский конфликт.

Как прошли референдумы?

Референдумы о вхождении ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей в состав России растянулись на пять дней: с 23 по 27 сентября. Голосование проходило как на территории самих регионов, так и в субъектах РФ, где находились беженцы.

На утро 28 сентября подсчет голосов завершили на всех территориях. Самые высокие результаты показала ДНР — там за вхождение в состав России проголосовали 99,2%. В ЛНР присоединение поддержали 98,4%, в Запорожской области — 93,1%, в Херсонской области — 87,5%. При этом в ЛДНР явка превысила 90%. В Запорожье на участки пришли чуть больше 85% избирателей. Наиболее низкую явку зафиксировали в Херсонщине — там проголосовали свыше 75% жителей области.

Российские и международные наблюдатели не зафиксировали критических нарушений на голосовании. На фоне этого, а также высокой явки все референдумы признали состоявшимися. Запорожская и Херсонская области официально объявили о выходе из состава Украины. Власти ДНР и ЛНР намерены в ближайшее время обратиться к России.

Как эти территории присоединятся к России?

Уже ясно, что ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсонщина войдут в состав России по «крымскому сценарию». То есть регионы сперва должны объявить о независимости, а затем попросить президента РФ об официальном присоединении. При этом ДНР и ЛНР могут обратиться к Путину сразу, поскольку Россия уже признала их самостоятельность. А вот Запорожской и Херсонской областям необходимо соблюсти формальность с провозглашением независимости.

После Россия и бывшие украинские регионы заключат международный договор, который должен пройти проверку в Конституционном суде и получить одобрение Федерального собрания. По завершении всех процедур его подпишет Путин.

Пока неясно, сколько продлится процесс присоединения. Изначально предполагалось, что Госдума и Совфед одобрят необходимые документы до 30 сентября. Однако позже сенаторы сообщили, что не планируют проводить внеочередные заседания до 4 октября.

Какой статус будет у них?

Все четыре территории будут считаться полноценными субъектами России наравне с остальными регионами. Это закрепят в поправках к Конституции, которые должны принять вместе с ратификацией соглашений. Законопроект внесет изменения в ст. 65 основного закона страны, добавив ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области в перечень ее субъектов.

Скорее всего, новые регионы сохранят прежние названия: ДНР и ЛНР присоединятся к РФ на правах республик, а Херсонщина и Запорожье — в качестве областей. На них распространится действие российских законов, а также экономическое пространство и пространство безопасности РФ.

Что если за рубежом не признают референдумы?

Признание — важный, но необязательный инструмент легализации границ. Это проистекает из международного права, которое не предусматривает инструментов «узаконивания» территориальных изменений и вообще относится к ним крайне противоречиво — одновременно поддерживает и территориальную целостность стран, и право народов на самоопределение.

В нынешней ситуации непризнание новых границ РФ почти гарантировано. С практической точки зрения это будет означать, что западные санкции останутся с нами всерьез и надолго, а ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области будут крайне ограничены в выстраивании внешних торговых связей.

С другой стороны, это не помешает России эффективно управлять новыми территориями, что наглядно показывает пример Крыма. Во времена СССР Запад так и не признал вхождение в его состав прибалтийских республик. Тем не менее это тоже не мешало Москве развивать области и сохранять контакты с Вашингтоном и европейскими столицами.

А что будет со спецоперацией?

Присоединение ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей не означает, что статус СВО автоматически поменяется на что-то другое. Вместе с тем все регионы войдут в состав РФ в административных границах, часть которых по-прежнему контролирует Украина. Этот факт позволит Москве рассматривать их как оккупированные территории и, следовательно, может дать ей юридические основания для изменения концепции специальной военной операции.

Предпосылки для этого уже есть. 23 сентября пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что при положительном исходе референдумов Россия расценит атаки на Донбасс как нападение на свою территорию. А глава республики Сергей Аксенов высказывался за присвоение СВО статуса контртеррористической операции (КТО) после референдумов.

Главным последствием смены вектора спецоперации может стать корректировка целей боевых действий на Украине. Так, СВО нацелена на упреждающие удары и разгром войск противника. А основная задача КТО — ликвидация угрозы жизни, здоровью и имуществу людей, которые проживают в ее зоне. Ее могут завершить с выходом на границы ДНР и Запорожской области.

Дает ли это право России применять ядерное оружие?

РФ действительно может применять ядерное оружие при угрозе своей территориальной целостности. Однако присоединение ДНР, ЛНР, Херсонщины и Запорожья едва ли увеличит риск его использования.

Российское руководство неоднократно указывало, что прибегнет к ядерному оружие в соответствии с действующей доктриной. Документ предусматривает его применение в ограниченном числе случаев: при ядерной атаке на РФ, попытке вывести из строя ее систему ядерного сдерживания или нападении с использованием обычного оружия, которое несет угрозу существованию России.

Из всех пунктов под нынешнюю ситуацию подходит только последний, но ни СВО, ни КТО не подразумевают наличие экзистенциальной угрозы РФ. Применять ядерную бомбу нецелесообразно и по чисто военным соображениям: она не даст ВС РФ никаких преимуществ в боевых действиях, а негативный эффект от ее использования при любом сценарии перекроет возможные выгоды.

━━━━━

Виталий Рюмшин