Гид по творчеству Бьорк: как менялась музыка певицы и что нужно послушать
30 сентября выходит Fossora — десятый альбом легендарной исландской певицы Бьорк. Сольную карьеру она начала практически 30 лет назад (не берем в расчет альбом, записанный в 11 лет). За это время ее концептуальное звучание и экспериментальные образы менялись множество раз и перевернули музыкальный мир навсегда. Если по каким-то причинам вы плохо знакомы с творчеством певицы — не страшно, ведь мы подготовили гид по ее лучшим альбомам. Минимум биографии и максимум звука! Вперед.
Debut (1993)
Бьорк записала свой первый альбом (Björk) в 11 лет. Позже она пела в популярной рок-группе The Sugarcubes, но на весь мир стала известна в 28 лет — после выхода сольного альбома Debut. В его основу легли модные на тот момент хаус, электро-поп и альтернативный дэнс — получилась крайне эклектичная пластинка, идеально подходящая для знакомства с творчеством Бьорк.
Талантливый саундпродюсер Нелли Хупер, который уже тогда работал с Мадонной и U2, помог Бьорк создать ее уникальный стиль, объединив необычный вокал (или, как писали СМИ, «смесь рычания, стонов и щебета») с контрастными аранжировками. Музыкальные критики отметили, что артистка сломала стереотипы электронного жанра и создала ни на что не похожее звучание. Лучший ли это альбом Бьорк? Наверное, нет. Но просто послушайте стартовый трек Human Behaviour: разве спустя 29 лет он стал звучать архаично?
Post (1995)
В 1995 году, после Debut, Бьорк выпустила не менее качественный и коммерчески успешный альбом Post, который журналисты назвали настоящей «жанровой рулеткой». Бьорк переплюнула саму себя, когда объединила индастриал-рок, джаз и трип-хоп с цимбалами, арфами и духовыми инструментами. Во многом на такое музыкальное разнообразие повлияло то, что она писала его на Багамских островах, сидя на пляже или бегая по берегу. Артистка всегда вдохновлялась природой, и как рассказывала она сама, музыкальные сессии на Багамах буквально заставляли ее плакать от счастья.
Релиз стал поворотной точкой в карьере артистки и укрепил ее статус суперзвезды: на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что это самый хитовый альбом исландки — чего стоят только Hyperballad и Army of Me. Кроме того, Post запомнился психоделическими музыкальными клипами, где в качестве режиссеров отметились Мишель Гондри и Спайк Джонз — будущие мастодонты инди-кинематографа.
Homogenic (1997)
Мы плавно перемещаемся в мрачный и непростой период для Бьорк. В 1996-м одержимый фанат снял видео, как он изготавливает бомбу. Он прислал ее в лондонскую резиденцию артистки по почте, а затем покончил жизнь самоубийством. Полиция перехватила посылку, но Бьорк уже не была прежней — она покинула Англию и отправилась в Испанию создавать свой самый серьезный альбом в карьере.
В Homogenic певица сочетает электронные биты с акустикой, аккордеоном, стеклянной гармоникой и мотивами родной Исландии. Несмотря на это, Homogenic скорее присущ минимализм, нежели намеренное звуковое многообразие, которое артистка давала нам годами ранее. Кроме того, работа получилась по-настоящему личной: большинство текстов были посвящены любви и отношениям (удачным и не очень). Слушать Homogenic нужно от и до, не перематывая, но если вдруг у вас мало времени, драматичные и великие Bachelorette, All Is Full of Love, Pluto — это ваше небольшое домашнее задание на вечер.
Vespertine (2001)
В 2000 году Бьорк сыграла главную роль в психологической драме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» и одновременно выступила композитором этого фильма, за что получила немало наград. На фоне усталости и, как выяснилось позже, сексуальных домогательств со стороны режиссера, певица выпустила один из самых сдержанных (с точки зрения звука) и одновременно смелых (с точки зрения посыла) альбомов.
Артистка ушла в сторону глитч-попа, которому характерны шум, сбои и цифровые искажения, а в текстах сосредоточила все внимание на теме сексуального раскрепощения (за это спасибо ее тогдашнему возлюбленному художнику Мэтью Барни). Некоторые строчки были настолько откровенными и неметафоричными, что детям, знающим английский, мы бы посоветовали этот релиз не включать: «He slides inside/Half awake, half asleep». Тем не менее проигнорировать этот альбом было бы преступлением: критики назвали его лучшим электронным релизом нулевых, предвосхитившим тренд на минимализм, а мы назовем просто великой и невероятно стильной работой.
Utopia (2017)
С 2001 по 2017 год у Бьорк выходили неплохие, а местами и очень крутые Medúlla (2004), Drawing Restraint 9 (2005), Volta (2007), Biophilia (2011) и Vulnicura (2015). Каждый из этих альбомов достоин внимания, но в качестве пятого лучшего релиза мы выбираем ее последнюю на сегодняшний день работу — Utopia. Бьорк охарактеризовала проект как «Tinder-альбом», проводя параллель между новыми отношениями и современными технологиями. В итоге получился авангардный релиз в жанре фолктроники — он объединил электронную музыку со струнными инструментами и флейтой, и, как нам кажется, исправил ошибки предшествовавшей пластинки Vulnicura.
В нем есть завораживающие эмбиент-треки вроде The Gate и необычные флейтовые манифесты о женоненавистничестве типа Sue Me. Сама Бьорк (которой было уже больше 50 лет на момент записи) кажется внезапной помолодевшей и свободной, что не может не радовать нас — почитателей ее сложной музыки. Рецензенты назвали Utopia местом, где убедительно пересекаются «искусство, реальная жизнь и глубокие эксперименты». Мы с этим мнением полностью согласны, но все же ждем предстоящий лонгплей Fossora — возможно, будет повод дополнить этот материал еще одной подглавкой.
━━━━━
Никита Прунков