Noah Silliman/Unsplash
Noah Silliman/Unsplash

Выученная беспомощность: почему мы уверены, что не можем повлиять на происходящее вокруг

Неудачи заставляют нас моментально опускать руки. Но это можно преодолеть

Когда случаются плохие вещи, нам хочется верить, что мы в силах изменить ситуацию. Исследования показали, что, когда люди чувствуют, что не могут контролировать происходящее, зачастую они просто сдаются и принимают судьбу. Разбираемся, как преодолеть эту выученную беспомощность и поверить в то, что все можно изменить.

Что такое выученная беспомощность и как в ее открытии помогли собаки?

Когда люди чувствуют, что не контролируют ситуацию, они могут начать вести себя беспомощно. Бездействие приводит к тому, что они упускают возможность получить облегчение или измениться.

Концепция была открыто случайно. Психологи увидели беспомощное поведение у собак, которых приучили ожидать удар электрическим током после звукового сигнала. Позже животных поместили в бокс, который состоял из двух камер, разделенных низким барьером. Пол был электрифицирован с одной стороны, а с другой нет. Когда ученые подавали ток, собаки не предпринимали попыток убежать, хотя для спасения достаточно было просто перепрыгнуть через небольшой барьер.

Таким образом, благодаря предыдущему опыту у животных развилось когнитивное ожидание, что ничто из того, что они делают, не предотвратит или не устранит будущее наказание.

Но это касается, конечно, не только животных.

В России на протяжении 70 лет выученная беспомощность формировалась в масштабе государства: сама идея социализма, несмотря на все свои этические преимущества, во многом демотивирует человека. Частная собственность, рынок и конкуренция вырабатывают прямую связь между усилиями и результатом, в то время как вариант государственного распределения разрывает эту связь и в некотором смысле стимулирует выученную беспомощность, потому что качество жизни и ее содержание не в полной мере зависит от усилий человека

Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ

Состояние связано с различными психологическими расстройствами: депрессия тревога, фобии, застенчивость и одиночество. Они могут усугубляться выученной беспомощностью.

Например, женщина, которая считает себя застенчивой, со временем может начать чувствовать, что она ничего не может сделать, чтобы преодолеть эту проблему. Ощущение, что ее смущение находится вне прямого контроля, приводит к тому, что она перестает пытаться это изменить. Подобное мышление делает ее застенчивость еще более выраженной.

Корни выученной беспомощности — в детстве

Этому чувству способствуют ненадежные или неотзывчивые родители. Бессилие может проявиться в очень раннем возрасте. Например, дети, выросшие в специализированных учреждениях, часто проявляют симптомы беспомощности даже в младенчестве.

Когда ребенку нужна помощь, но никто не приходит ему на выручку, у него остается ощущение, что никакие действия не изменят его положение. Повторяющиеся переживания, которые усиливают эти чувства, часто приводят к тому, что во взрослом возрасте человек не делает ничего, чтобы преодолеть проблемы.

Так, ребенок, который плохо справляется с тестами по математике, быстро начинает чувствовать, что все, что он делает, никак не повлияет на его успеваемость. Позже, когда он вновь столкнется с любым типом задач, связанных с математикой, он, скорее всего, испытает чувство беспомощности.

Распространенные симптомы

Неумение просить о помощи
Разочарование
Отсутствие усилий
Низкая самооценка
Пассивность
Плохая мотивация
Прокрастинация

Однако исследователи обнаружили, что выученная беспомощность не всегда распространяется на все условия и ситуации. Например, учащийся, которому не дается математика, не обязательно испытает такое же бессилие при выполнении вычислений в реальном мире.

Когда дети чувствуют, что они не контролировали прошлые события, они ожидают, что будущие ситуации будут такими же неконтролируемыми.

Почему у одних развивается выученная беспомощность, а у других нет?

Характерный для человека стиль объяснения событий помогает определить, разовьется ли у него выученная беспомощность. Пессимистический стиль объяснения связан с большей вероятностью переживания выученной беспомощности. Люди с таким стилем склонны рассматривать негативные события как неизбежные и брать на себя личную ответственность за них.

Ребенок, который прилагает усилия, чтобы хорошо учиться, но делает это все еще плохо, может в конечном итоге почувствовать, что он не может контролировать свои оценки или успеваемость.

Поскольку ничто из того, что он делает, не имеет никакого значения, он перестанет пытаться, и его оценки могут пострадать еще больше. Такие проблемы могут затрагивать и другие сферы жизни ребенка. Плохая успеваемость может заставить школьника чувствовать, что все, что он делает, неправильно, поэтому он может потерять мотивацию попробовать себя и в других сферах жизни.

Преодоление выученной беспомощности

Выученная беспомощность имеет серьезные последствия для психического здоровья и благополучия. Люди, которые испытывают ее, также могут испытывать симптомы депрессии, повышенный уровень стресса и уменьшение мотивации.

Это состояние можно успешно побороть, если вмешаться в самом начале. Когнитивно-поведенческая терапия особенно эффективна для уменьшения симптомов выученной беспомощности.

━━━━━

Анастасия Дегтярева