Больше пива и меньше Moёt: что происходит на алкогольном рынке РФ?
В российских магазинах сокращается ассортимент крепкого алкоголя и игристых вин. Из-за санкций продажи этой продукции последние полгода снижаются. Минпромторг даже всерьез задумался разрешить параллельный импорт алкоголя, а Минфин тем временем предлагает поднять минимальные розничные цены на спиртное. Разбираемся, как изменился алкогольный рынок РФ на фоне санкций и успеют ли магазины закупиться спиртным к новогодним праздникам.
Минимальные цены на спиртное растут
Минфин предложил повысить минимальные розничные цены (МРЦ) на крепкий алкоголь почти на 8%. По задумке, с 1 января 2023 года розничная цена поллитровой бутылки водки должна вырасти до 281 руб. (+20 руб.), коньяка — до 517 руб. (+37 руб.), бренди — до 375 руб. (+27 руб.). Вместе с этим увеличатся оптовые и отпускные цены. Помимо этого, в министерстве предлагают поднять розничную стоимость игристых вин до 239 руб. за бутылку 0,75 л. В результате МРЦ может вырасти на целых 70 руб. (сейчас она составляет 169 руб.) — то есть почти на 40%.
Ведомство объясняет рост минимальных цен тем, что производство алкоголя подорожало за последние полтора года. В 2022-м МРЦ этих напитков не повышалась, однако ставка акциза индексировалась. Кроме того, из-за западных санкций выросли цены на оплату труда, оборудование и комплектующие. Подорожали также электроэнергия и сырье: например, килограмм винограда в 2022 году стал стоить на 10 руб. дороже, чем в в 2021.
Увеличить МРЦ на алкоголь необходимо, чтобы обезопасить потребителей. Добросовестным производителям приходится повышать цены, чтобы компенсировать новые издержки. Ритейл, в свою очередь, заинтересован покупать продукцию как можно дешевле. В результате на полки магазинов может попасть контрафакт.
Крепкого начинает не хватать
Тем временем ритейл сообщает, что крепкий алкоголь пропадает с полок. За лето ассортимент крупных продавцов сократился на 40-95% относительно того же периода 2021 года. В следующие три месяца он может уменьшиться еще на 40%. Ситуация связана, в первую очередь, с падением импорта из-за санкций. Например, США полностью запретили ввозить спиртное в РФ, а ЕС ввели ограничения на элитный алкоголь дороже €300 за бутылку.
В результате поставки игристого из Шампани остановились почти совсем, отгрузки виски сократились на 70%, французского коньяка и импортного пива — на 60%. В августе сообщалось, что за первое полугодие 2022 года импорт крепких напитков в Россию упал на 35%. Снизилось и потребление: продажи крепкого алкоголя за последние полгода упали на 15%. Ситуация беспокоит ритейлеров еще сильнее потому, что на носу новогодние праздники. В это время спрос на крепкий алкоголь и игристые вина традиционно высокий.
На этом фоне в России растет потребление пива. За последние полгода продажи хмельного выросли на целую треть. Причем потребление отечественного пенного выросло на целых 150%, а импортного — всего на 7%. Эксперты связывают это с жарким летом. Любителей пенного не испугал даже рост цен, который составил около 10%. Рост популярности пива также может быть связан с отказом некоторых россиян от крепкого алкоголя.
Продавцы просят о параллельном импорте...
Чтобы не допустить дефицита, ритейл попросил власти разрешить параллельный импорт алкоголя. Среди брендов оказались Finlandia, Baileys, Johnnie Walker, Jack Daniel's, Hennessy, Bell's, William Lawson's, Dewar's, Olmeca, Jägermeister, Captain Morgan. Кроме того, параллельный импорт просят открыть для вин Moёt Hennessy и пива, например, Heineken, Miller и Guinness.
Минпромторг услышал просьбы продавцов и предложил внести нужные изменения в законопроект. При этом уточняется, что предложение не отражает позиции ведомства, а нужно, чтобы поднять дискуссию насчет параллельного импорта спиртного. В министерстве отметили, что мнения разных ведомств на этот счет расходятся.
Ритейл объясняет свою позицию тем, что импортозаместить все выпавшие позиции невозможно. Из-за санкций производителям не хватает технологий и сырья, чтобы быстро наладить производство. Благодаря параллельному импорту ассортимент магазинов сохранится, а контрафакта будет меньше.
Но дистрибьюторы против
Однако дистрибьюторы с этим не согласны и опасаются, что параллельный импорт приведет к засилью некачественной продукции. Они объясняют это тем, что для выпуска напитков на рынок необходимо получать декларацию соответствия у производителей. А если владелец бренда уже отказался от поставок, то и предоставлять документы не будет. Дистрибьюторы считают, что будет лучше дать дорогу новым отечественным производителям.
При этом в Минпромторге отмечают, что качество продукции серого импорта контролируется так же жестко, как и белого. В ведомстве сообщили, что решение о параллельном импорте для алкоголя примут в ближайшее время. Это нужно, чтобы у продавцов было время закупиться товаром к праздникам. Иначе разрешать параллельный импорт для алкоголя будет просто бессмысленно.
━━━━━
Степан Липатов