Почему я постоянно с этим сталкиваюсь: что такое иллюзия частотности
Бывает такое, что вы услышали новый трэк и добавили его в плейлист: мелодия действительно классная и вы удивляетесь, что никогда не слышали ее прежде, хоть она и была выпущена в конце XX века. Однако стоило этому произойти, как все радиостанции будто бы сговорились: понравившийся мотив крутят везде. И именно после того, как вы «открыли» данную композицию! Рассказываем, почему так происходит и какие особенности мышления ответственны за этот феномен.
Все началось в 1994 году
Одна американская газета опубликовала необычную историю читателя: мужчина рассказал, что дважды за один день услышал о банде Баадера-Майнхоф из никак не связанных между собой источников. Согласитесь, странно, что так произошло: разговоры редко заходят о немецких леворадикальных терросристических группировках.
После этого в издательство стали поступать похожие письма: люди делились схожими удивительными совпадениями.
Данная ситуация получила широкий резонанс и вскоре описанный эффект назвали «иллюзией частотности».
Что ответственно за ее возникновение?
Американский лингвист Арнольд Цвики предположил, что данное когнитивное искажение появляется из-за селективного внимания и склонности к подтверждению своей точки зрения.
Первое связано с тем, что мозг отбирает для дальнейшего анализа те факты, которые важны в текущей ситуации, в то время как остальные отбрасываются из-за того, что приобретаю для нас второстепенное значение.
Второе же отвечает за то, что человек предпочитает верить в те вещи, которые соответствуют выдвинутой им гипотезе, а остальные игнорирует.
Оба этих явления необходимы для того, чтобы челочек не страдал от информационной перегрузки: люди ежедневно обрабатывают огромный массив сенсорных данных, большинство из которых бесполезны.
Как возникает иллюзия частотности?
Когда наше сознание сталкивается с новой, интересной идеей, то автоматически фокусируется на ней из-за селективного внимания.
Тогда же в силу вступает и предвзятость подтверждения: из-за того, что нам кажется, что тот или иной раздражитель заполонил все вокруг, то каждый вновь увиденный случай лишь укрепляет нашу веру в это.
Однако в действительности дела обстоят иначе: данная информация всегда в том же количестве окружала нас, просто мы не обращали на нее должного внимания. Теперь, когда мозг перестал ее игнорировать, нам кажется, что мы попали в порочный круг повторяющихся песен, трендов и историй.
Проблема усугубляется тем, что люди эволюционно приспособлены к поиску закономерностей: каждый раз, когда нам удается упорядочить окружающий хаос, в кровь выбрасывается дофамин. Таким образом, мы склонны находить связь даже там, где их нет.
Как применяется иллюзия?
Ее зачастую используют в рекламе и продажах, чтобы увеличить интерес потребителя к продукту: исследования подтвердили, что яркие, запоминающиеся слоганы «въедаются» в память и заставляют потенциального покупателя чаще обращать внимание на товар. Это увеличивает вероятность того, что человек решится расстаться с деньгами.
Как это вредит?
Феномен может быть опасен, если говорить о медицине: врач, который впервые сталкивается с необычным диагнозом, видит его признаки у всех пациентов.
Это может закончиться тем, что специалист настолько захочет подтвердить предположение, что осознанно проигнорирует альтернативные варианты: это означает, что лечение начнется слишком поздно.
Как избежать иллюзии?
Осознание того, что вы ему подвержены, может помочь принять более взвешенные решения: напоминайте себе, что если что-то внезапно начало происходить повсеместно, то скорее всего, это не так и вы всего лишь попали в ловушку разума.