Jed Ada/Unsplash
Jed Ada/Unsplash

Почему я постоянно с этим сталкиваюсь: что такое иллюзия частотности

Эту особенность восприятия повсеместно используют маркетологи

Бывает такое, что вы услышали новый трэк и добавили его в плейлист: мелодия действительно классная и вы удивляетесь, что никогда не слышали ее прежде, хоть она и была выпущена в конце XX века. Однако стоило этому произойти, как все радиостанции будто бы сговорились: понравившийся мотив крутят везде. И именно после того, как вы «открыли» данную композицию! Рассказываем, почему так происходит и какие особенности мышления ответственны за этот феномен.

Все началось в 1994 году

Одна американская газета опубликовала необычную историю читателя: мужчина рассказал, что дважды за один день услышал о банде Баадера-Майнхоф из никак не связанных между собой источников. Согласитесь, странно, что так произошло: разговоры редко заходят о немецких леворадикальных терросристических группировках.

После этого в издательство стали поступать похожие письма: люди делились схожими удивительными совпадениями.

Данная ситуация получила широкий резонанс и вскоре описанный эффект назвали «иллюзией частотности».

Что ответственно за ее возникновение?

Американский лингвист Арнольд Цвики предположил, что данное когнитивное искажение появляется из-за селективного внимания и склонности к подтверждению своей точки зрения.

Первое связано с тем, что мозг отбирает для дальнейшего анализа те факты, которые важны в текущей ситуации, в то время как остальные отбрасываются из-за того, что приобретаю для нас второстепенное значение.

Второе же отвечает за то, что человек предпочитает верить в те вещи, которые соответствуют выдвинутой им гипотезе, а остальные игнорирует.

Оба этих явления необходимы для того, чтобы челочек не страдал от информационной перегрузки: люди ежедневно обрабатывают огромный массив сенсорных данных, большинство из которых бесполезны.

Как возникает иллюзия частотности?

Когда наше сознание сталкивается с новой, интересной идеей, то автоматически фокусируется на ней из-за селективного внимания.

Тогда же в силу вступает и предвзятость подтверждения: из-за того, что нам кажется, что тот или иной раздражитель заполонил все вокруг, то каждый вновь увиденный случай лишь укрепляет нашу веру в это.

Однако в действительности дела обстоят иначе: данная информация всегда в том же количестве окружала нас, просто мы не обращали на нее должного внимания. Теперь, когда мозг перестал ее игнорировать, нам кажется, что мы попали в порочный круг повторяющихся песен, трендов и историй.

Проблема усугубляется тем, что люди эволюционно приспособлены к поиску закономерностей: каждый раз, когда нам удается упорядочить окружающий хаос, в кровь выбрасывается дофамин. Таким образом, мы склонны находить связь даже там, где их нет.

Как применяется иллюзия?

Ее зачастую используют в рекламе и продажах, чтобы увеличить интерес потребителя к продукту: исследования подтвердили, что яркие, запоминающиеся слоганы «въедаются» в память и заставляют потенциального покупателя чаще обращать внимание на товар. Это увеличивает вероятность того, что человек решится расстаться с деньгами.

Как это вредит?

Феномен может быть опасен, если говорить о медицине: врач, который впервые сталкивается с необычным диагнозом, видит его признаки у всех пациентов.

Это может закончиться тем, что специалист настолько захочет подтвердить предположение, что осознанно проигнорирует альтернативные варианты: это означает, что лечение начнется слишком поздно.

Как избежать иллюзии?

Осознание того, что вы ему подвержены, может помочь принять более взвешенные решения: напоминайте себе, что если что-то внезапно начало происходить повсеместно, то скорее всего, это не так и вы всего лишь попали в ловушку разума.