Ян Гапонов/Unsplash
Ян Гапонов/Unsplash

«Ребенок становится жертвой»: почему отношения между учителем и учеником обречены

«Ответственность за эти отношения несет только взрослый человек, то есть учитель, даже если ученик его провоцирует»

В конце прошлой недели журналистка Настя Красильникова выпустила подкаст-расследование «Ученицы» о домогательствах в Летней экологической школе. По словам героинь подкаста, порядка 17 лет преподаватели подвергали несовершеннолетних школьниц сексуализированному насилию — жертвами стали десятки подростков. В таких условиях у детей не было иного выхода, кроме как подчиниться. Но нередки случаи, когда школьники осознанно вступают в отношения с преподавателями. PostNews попросил доктора психологический наук Сергея Вайсмана объяснить, допустимы ли подобные отношения и чем они могут обернуться для участников.

Почему между учителем и учеником может завязаться роман?

В основе таких отношений всегда лежит какая-то проблема. Ученик воспринимает их как инициацию во взрослую жизнь. Для любого подростка эксклюзивное внимание педагога становится честью и подпитывает гордыню.

Также школьник может проецировать на учителя настоящие человеческие отношения. К примеру, если в семье нет отца, матери или родители не выполняют своих функций, ребенок начинает искать старшего наставника в других местах. Не зря в такие сети чаще всего попадают дети из неблагополучных семей. Но ответственность за эти отношения несет только взрослый человек, то есть учитель, даже если ученик его провоцирует.

Педагог может отвечать взаимностью из-за профдеформации или неуверенности в себе. Это значит, что по каким-то причинам он не может выстроить контакт со своей возрастной группой и добиться признания. С детьми же достигнуть желанного куда проще, ведь они зависимы и уязвимы к манипуляциям. Гораздо реже среди мотивов встречается педофилия: но здесь речь идет уже о серьезных психических отклонениях.

Почему такие отношения неэтичны?

Кому-то может показаться, что все происходит по обоюдному желанию, но это не так. Ребенок в любом случае будет обманут. Все дело в иерархии отношений: школа ставит учителя начальником, а учеников — подчиненными, из-за чего отношения приобретают исключительно зависимый характер. Так же и на работе, где руководитель решил соблазнить своего сотрудника. Но школа — куда более опасное место для такой зависимости. На работе подчиненный может пожаловаться или уволиться. У ребенка такой возможности нет.

Кто-то может оправдать роман между учителем и учеником возрастом согласия. Якобы после 16 лет он уже в состоянии взвешивать свои решения и брать на себя ответственность. Это большое заблуждение российского уголовного кодекса, который не привык защищать жертв. Критическое мышление формируется с 12 до 18-20 лет. Таким образом, 16-летний подросток не отдает себе полного отчета в происходящем (отсюда и выражение «подростковый максимализм»), а взрослые этим пользуются и ломают им жизнь.

В корне неправильно обвинять в отношениях обе стороны. Приведу иллюстративный пример: мошенники обманывают пенсионеров и просят перевести деньги на счет или переписать квартиру. Мы же потом не кидаемся на старушку: «Ты что наделала? Куда смотрела?» Потому что знаем, что ее обманули, она попала в беду. То же самое происходит и со школьниками. Только последние еще могут проявить жалость к «преступнику» и пытаться его оправдывать. В таком случае можно смело говорить о стольтгольмском синдроме.

Почему о таких романах узнают спустя долгое время?

Дети годами, а то и десятилетиями умалчивают об этих отношениях не просто так. В данной ситуации ребенок становится жертвой — ровно так же, как и женщина, которая подверглась домогательствам на работе. Если она придет домой и расскажет об этом близким, то с высокой вероятностью подвергнется еще большему насилию, но уже моральному. Скажут, что сама спровоцировала или недостаточно сопротивлялась. Аналогичная психология у ребенка.

Еще подросток может искренне считать, что между ним и учителем действительно был роман. Переоценка событий и осознание, что это было скорее сексуальное использование, довольно болезненны для него. Куда большее табу накладывается на отношения между учителями и учениками (или воспитанниками) в закрытых учреждениях вроде детских домов или интернатов, откуда редко просачивается любая информация.

Молчат не только непосредственные участники отношений, но и свидетели. В последние несколько десятилетий мышление из советского коллективного превратилось в индивидуальное: по этой причине свидетели эгоцентрично приходят к выводу, что раз их эти отношения не касаются, значит, и вмешиваться не надо. Однако в случае трагического конца романа травму получат все. Наш мозг так устроен, что мы переживаем даже чужой опыт.

Не меньшее значение имеет романтизация отношений между учителем и учеником — равно ребенком и взрослым. И этому повсеместно способствует массовая культура: от литературы («Лолита» Владимира Набокова) до кинематографа («Иррациональный человек» Вуди Аллена). Но в реальной жизни грязи куда больше, чем красоты. А все, что строится на обмане, не может быть красиво.

Чем опасен роман между учеником и учителем?

Учитель априори травмирован, раз он начинает роман с учеником. На мой взгляд, взрослые в таких отношениях не думают о ребенке. А что будет с подростком после расставания? Последующие события могут развиться вплоть до самоубийства. Все начинается с базового недоверия к самым близким людям. Ребенок замыкается, в лучшем случае делится переживаниями с друзьями, потому что к родителям он не пойдет, а директор встанет на сторону учителя, ведь школе не нужны проблемы.

Потом начинает казаться, что мир опасен. Любить нельзя, потому что будет больно. Любые отношения — это страдания. В итоге повзрослевшие ученики смотрят на отношения сквозь призму претензий и обид. Да, есть дети, которые переживут такие отношения с меньшими потерями. Психика ребенка достаточно гибкая, и многие вещи, которые взрослому покажутся страшными, для первого пройдут мягко.

В моей школе был учащийся, который влюбился в учительницу по ИКТ, она была на 20 лет старше. Они стали жить вместе, потом он пошел по ее профессиональным стопам и даже вернулся в ту же школу преподавать ИКТ. Но это скорее исключение, чем правило. Есть чувствительные дети, которые будут тяжело переносить травму. Пубертат — самое опасное время в жизни ребенка. У него еще нет ценностей, на которые можно было бы ориентироваться. Поэтому и пиковая суицидальная активность приходится именно на этот возрастной период.