KFC нашел покупателя на бизнес в РФ. «Ростик'с» возвращается?
Американская корпорация Yum! Brands наконец договорилась о продаже российского KFC. Новым владельцем станет ООО «Смарт сервис ЛТД» — франчайзи ресторана из Ижевска. По условиям договора, новые владельцы обязаны провести ребрендинг сети. Вероятнее всего, ее переименуют в Rostic's — так называлась российская фастфуд-сеть, которую в 2012 году поглотил KFC. Однако эксперты сомневаются, что остальные франчайзи обрадуются смене названия. Разбираемся, на каких условиях пройдет сделка и чего ждать от очередного ребрендинга фастфуд-гиганта в РФ.
Кто купил бизнес KFC?
ООО «Смарт сервис ЛТД» принадлежит ижевским предпринимателям Константину Котову и Андрею Осколкову. Они же владеют ГК «Фуд-сервис», которая сотрудничала с Yum! Brands с 2011 года. Сейчас компания управляет 41 заведением KFC в четырех регионах РФ: Удмуртии, Татарстане, Пермском крае и Кировской области. Также у компании есть собственные рестораны, кафе и даже боулинг.
Кроме того, по франшизе бизнесмены руководят восемью ресторанами холдинга «Росинтер», которому принадлежат такие бренды, как IL Patio и «Планета суши». С этой компанией «Фуд-сервис» сотрудничает еще с 2007 года, когда ей принадлежала сеть ресторанов «Ростик’с».
Эта сеть появилась в РФ в 1993 году и стала первым самостоятельным российским фастфудом. Ее заведения, как и KFC, специализировались на жареной курице. Долгое время российская и американская сети были друг для друга главными конкурентами, однако в 2011 году приняли решение о слиянии. А уже в 2012 году KFC окончательно поглотил «Ростик’с», но, как оказалось, не навсегда.
Что получат новые владельцы?
Договор о продаже российского бизнеса KFC подписали 24 октября. По его условиям, «Смарт сервису» отойдут 70 ресторанов сети, которые принадлежат непосредственно Yum! Brands (именно они приостановили работу в марте). При этом в России насчитывается около 1 тыс. заведений под брендом KFC. Более 900 из них работают по договору о франшизе или по лицензии, как это делают новые покупатели.
По договору, новые владельцы получат права на бренд KFC, но будут обязаны переименовать сеть, в том числе заведения, работающие по франшизе. Это значит, что они смогут продолжить продавать франшизу и лицензии франчайзи, но делать это придется под другим именем. Наиболее вероятным новым названием «Коммерсант» считает Rostic's (название старой сети, но уже на латинице). Российский филиал Yum! Brands зарегистрировал эту торговую марку 1 сентября, и, судя по всему, она тоже перейдет новым владельцам. Корпорация даже зарегистрировала новый логотип Rostic’s, который по цветовой гамме очень близок к KFC.
Участники не озвучивают стоимость сделки, однако эксперты оценивают ее в 1,3 млрд руб. В эту сумму войдут договоры аренды, оборудование, персонал и ребрендинг. По мнению аналитиков, если бы «Смарт сервис» получил мастер-франшизу на бренд KFC, то покупка обошлась бы компании в несколько раз дороже. Сделка должна окончательно завершиться к концу 2022 года, а уже в начале 2023-го на ресторанах начнут менять вывески.
Какие перспективы у наследника KFC?
Эксперты предсказывают старой-новой сети ряд сложностей. Во-первых, пока неясно, удастся ли новым владельцам получить рецептуру, технологии и софты KFC. Если нет, то разрабатывать их придется заново, а это займет дополнительные время и средства. Во-вторых, непонятно, как новая сеть будет контролировать качество продукции после выхода из-под опеки крупной корпорации. Это касается не только собственных ресторанов «Смарт сервис», но и заведений, которые будут работать по франшизе.
Проблемы могут возникнуть и с многочисленными франчайзи KFC по всей России. Провести ребрендинг так же оперативно, как это сделали во «Вкусно — и точка», у компании вряд ли получится. В отличие от KFC, McDonald’s работал только с несколькими крупными партнерами. Аналитики допускают, что некоторые франчайзи не захотят переименовываться в Rostic’s и сменят название на созвучное KFC, но не нарушающее прав корпорации.
Более того, наследник KFC едва ли может рассчитывать такую же мощную пиар-кампанию, которую получил «Вкусно — и точка» благодаря шумихе в СМИ (даже на федеральных каналах) и соцсетях. Открытие сети, заменившей McDonald’s, в начале июня стало символом российского импортозамещения. А новым владельцам KFC претендовать на такой титул уже не приходится.
С другой стороны, в их пользу играет богатый опыт в ресторанном бизнесе и многолетнее сотрудничество с KFC. Понимание бизнес-процессов сети позволит «Смарт сервису» быстрее провести ребрендинг и наладить работу. Кроме того, все это время франчайзи KFC продолжали работать автономно, а значит, ребрендинг вряд ли заставит их закрыться.
Наконец, клиентов к новой сети может привлечь ностальгия миллениалов. Будучи детьми и подростками, многие из них лакомились вовсе не жареной курочкой из Кентукки, а отечественными крылышками и ножками в «Ростик’с».
━━━━━
Степан Липатов