психология
Hannah Busing/Unsplash
Hannah Busing/Unsplash

Русские, чеченцы, удмурты: почему мы не можем выжить без принадлежности к группе

Для большинства из нас группы служат тайным источником благополучия

Несмотря на то, что мы существуем как личности со своими собственными идентичностями, мы всегда связаны с той или иной группой. В детстве мы ходили садик, затем перешли в школьный класс, потом попали в университетский коллектив и, наконец, — в рабочий. Но мы всегда остаемся частью национальных групп: россияне, удмурты, чеченцы, армяне, украинцы, белорусы и многие другие народы, населяющие нашу большую страну. Но какая эволюционная и психологическая польза кроется в объединении людей? Разбираемся в честь Дня народного единства.

Остракизм причиняет физическую боль

Люди стремятся к включению, а не к исключению, членству, а не изоляции, принятию, а не отвержению. У нас есть потребность принадлежать, повсеместное желание формировать и поддерживать хотя бы минимальное количество прочных и позитивных межличностных отношений. Большинство из нас удовлетворяют эту потребность, присоединяясь к группам.

Люди негативно реагируют, когда эта потребность не удовлетворена. Например, россияне могут чувствовать тоску по дому и одиночество, когда переселяются в другую страну. Как правило, те, кого принимают после переезда в русскоязычные общины, тут же чувствуют себя более счастливыми и удовлетворенными. Но если они не находят братьев по духу, они чувствуют себя несчастными, беспомощными и подавленными.

Исследования остракизма — преднамеренного исключения из группы — показывают, что этот опыт вызывает сильный стресс и может привести к депрессии, спутанному мышлению и даже агрессии. У людей, которые не участвуют в групповой деятельности, наблюдается повышенная корковая активность в двух конкретных областях мозга — дорсальной передней поясной коре и передней островковой доле. Эти части связаны с ощущением физической боли. То есть, в буквальном смысле, быть исключенным из группы — больно.

Люди выбирают группы, которые дают поддержку

Теория социального сравнения Леона Фестингера предполагает, что во многих случаях люди объединяются с другими, чтобы оценить точность своих личных убеждений и установок. Стэнли Шехтер исследовал этот процесс, помещая людей в неоднозначные стрессовые ситуации и спрашивая их, желают ли они проживать эти моменты в одиночестве или с другими. Ученый обнаружил, что в таких ситуациях люди объединяются — они ищут компании.

Мы предпочитаем тех, кто дает нам уверенность и поддержку, а также точную информацию. Но в некоторых случаях мы хотим присоединиться к тем, кому еще хуже, чем нам.

Представьте, например, как вы отреагируете, если на экзамене получите тройку. Хотите пообщаться с другом, который получил пятерку или с другом, который получил двойку? Чтобы сохранить чувство собственного достоинства, люди ищут и сравнивают себя с менее удачливыми. Этот процесс известен как нисходящее социальное сравнение.

Группы помогают ответить на вопрос «Кто я?»

Здравый смысл подсказывает, что самоощущение — это наше личное определение того, кто мы есть, своего рода архивная запись опыта, качеств и способностей. Тем не менее самость также включает в себя все те качества, которые проистекают из членства в группах. Люди определяются не только чертами, предпочтениями, интересами, симпатиями и антипатиями, но также дружбой, социальными ролями, семейными связями и членством в группах. Я — это не только «я», но и «мы».

Теория социальной идентичности предполагает, что мы не просто классифицируем других людей по таким категориям, как мужчина, женщина, россиянин, пожилой человек или студент, но мы также классифицируем себя. Более того, если мы сильно идентифицируем себя с этими категориями, то будем приписывать себе характеристики типичного члена этих групп и, таким образом, стереотипизируем себя самих. Иначе говоря, если мы считаем, что россияне в целом патриотичны, то предполагаем, что мы патриотичны тоже, раз отождествляем себя с этой группой.

Группы также предоставляют различные средства для поддержания и повышения чувства собственного достоинства, поскольку оценка группой, к которой мы принадлежим, влияет и на самооценку. Если она пошатнулась из-за личной неудачи, мы можем сосредоточиться на успехе и престиже группы. Кроме того, сравнивая нашу группу с другими, мы часто обнаруживаем, что являемся членами лучшей фракции, и поэтому можем гордиться собственным превосходством.

Эволюционные преимущества групповой жизни

Группы могут быть самым полезным изобретением людей, поскольку они предоставляют нам средства для достижения целей, которые ускользнули бы от нас, если бы мы оставались в одиночестве.

Индивидуумы в группах получают преимущества и избегают неудобств, которые досаждают одиночкам. Согласно теории социальной интеграции, группы формируются всякий раз, когда люди становятся зависимыми друг от друга в удовлетворении потребностей.

Преимущества такой жизни могут быть настолько велики, что люди биологически готовы стремиться к членству и избегать изоляции. С точки зрения эволюционной психологии, поскольку группы повышали общую приспособленность людей на протяжении бесчисленных поколений, те, кто носил гены, способствующие поиску уединения, имели меньше шансов выжить и размножаться по сравнению с теми, чьи гены побуждали их присоединяться к группам.

Подобный процесс естественного отбора завершился созданием современного человека, который инстинктивно ищет товарищества, поскольку большинство из нас являются потомками «присоединившихся», а не «одиночек».

Группы имеют инструментальную, практическую ценность, а также эмоциональную и психологическую. В них мы находим тех, кто ценит нас, получаем необходимую поддержку в трудные времена и влияем на других. Группы служат тайным источником благополучия.

━━━━━

Анастасия Дегтярева