Rishabh Dharmani/Unsplash
Rishabh Dharmani/Unsplash

Сатана в трико, убегающий от феминистки: как менялся образ дьявола на протяжении истории

Адвокат, дракон, римский бог и персонаж Булгакова — как бы ни выглядело истинное зло, его натура остается прежней

От падшего ангела до хама с рогами — на протяжении веков дьявол изображался в самых разных формах. Сатанинская фигура, как она понимается сегодня, является результатом столетий искусства, литературы и театра. Мы проследили путь от первых изображений дьявола до облика, который показывают медиа сегодня.

Змей

У дьявола много имен — Сатана, Князь Тьмы, Вельзевул и Люцифер. Это лишь некоторые из них. Но что люди знают о внеземном существе помимо списка псевдонимов?

Во многих древних религиях есть священные писания, подробно описывающие борьбу между добром и злом. Например, в зороастризме одно из древнейших в мире верховное божество создало две сущности: хаотичного и разрушительного духа Аримана и его благодетельного брата-близнеца Ахура-Мазду. Уже тогда люди выдвинули гипотезу о некой демонической силе, которая отвечает за зло, исходя из представления о том, что хороший бог не может нести ответственность за плохие вещи.

В то же время, по словам ученой Марины Монтесано, единственные упоминания Сатаны в еврейской Библии означают «противник», «препятствие» или «враг» и могут относиться либо к человеческим антагонистам, либо к сверхъестественным существам.

В ветхозаветной Книге Бытия змей, соблазнивший Адама и Еву запретным плодом в раю, обычно ассоциируется с дьяволом. Однако в оригинальном еврейском тексте уточнение, какое именно существо уводит за собой будущих грешников, не дается. Лишь позднее, в Новом Завете, Сатана прямо упоминается как змей.

Падший ангел, лис и дракон

Любой ученик воскресной школы может сказать, что Сатана — это падший ангел, но падение на самом деле не описано ни в Новом Завете, ни в христианской Библии, как заявляет Джерри Уоллс, профессор философии Хьюстонского баптистского университета.

Христианские богословы пришли к такому выводу: если Бог создал вселенную и все, что он создает, хорошо, то Сатана тоже был чем-то хорошим, но каким-то образом испортился. Таким образом, отцы раннесредневековой церкви разработали образ Люцифера далеко за пределами библейского текста, сделав его мятежным ангелом и превратив в оболочку гордыни, смертного греха.

Изображения дьявола в средневековый период обычно показывали дракона. Например, один из первых пап, Святой Сильвестр, убил дьявольского дракона, произведя тем самым впечатление на группу языческих священников и подтвердив христианскую веру римского императора Константина.

Ангел, поражающий дьявола-дракона. Фото: Godong /Getty
Ангел, поражающий дьявола-дракона. Фото: Godong /Getty
«Большой красный Дракон и Жена, одетая в Солнце». Иллюстрация к Апокалипсису (откровению Иоанна Богослова). Акварель Уильяма Блейка
«Большой красный Дракон и Жена, одетая в Солнце». Иллюстрация к Апокалипсису (откровению Иоанна Богослова). Акварель Уильяма Блейка

Согласно Британской библиотеке, многие изображения дьявола того времени имеют анималистические черты, в том числе культовые раздвоенные копыта, хвосты, когти и даже перепончатые руки. Ученые также находят иллюстрации лис, медведей, львов и многих других.

Крылатое существо

Поэма XIV века «Ад», написанная Данте Алигьери (часть «Божественной комедии»), рассказывает о вымышленном путешествии по семи кругам, составляющим преисподнюю. В конце главный герой встречается лицом к лицу с самим Сатаной. Данте описывает главное зло с двумя могучими крыльями без перьев, как подобает летучей мыши.

Крылья дьявола могут иметь корни в вавилонской мифологии из-за его ассоциации с Лилит. Она происходит от древних вавилонских демонов — крылатых женщин, летающих в ночи, соблазняющих мужчин и нападающих на беременных и младенцев.

Крылатый дьявол. Фото: Heritage Images/Contributor/Getty Images
Крылатый дьявол. Фото: Heritage Images/Contributor/Getty Images
Рельеф Берни («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Фото: Британский музей
Рельеф Берни («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Фото: Британский музей

Данте также вводит элементы греко-римской мифологии в традиционные христианские знания. Он называет дьявола «Дисом», происходящим от Диспатера, римского бога подземного мира. В «Аде» Данте пишет, что в наименьшем круге, где находится точка вселенной, восседает Дис, тот, кто предает и сгорает навеки.

Чудовище с рогами

Явная ранняя связь между дьяволом и козлами обнаруживается в мозаике базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной в конце VI века в Италии. На мозаике синий ангел рядом с Иисусом стоит за тремя козлами, а ко второму ангелу присоединились три овцы (см. ниже).

Произведение представляет собой притчу из Евангелия от Матфея 25:31-46: «Когда придет Сын Человеческий во всей Своей славе в сопровождении Своих Ангелов, то сядет на престоле Своей славы, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов».

В истории козел ассоциируется с теми, кто не попадает в рай. Некоторые искусствоведы, утверждают, что именно в Евангелии у дьявола и его приспешников появились рога.

Другие эксперты не согласны. Козел, который до Средневековья едва ли был связан с демонологией, взял на себя новую роль. По мнению некоторых ученых, она проистекает в основном из-за ее связи со скандинавскими мифами и языческим богом Паном.

Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово. Фото: DeAgostini/Getty Images
Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово. Фото: DeAgostini/Getty Images
Римская мозаика с изображением рогатого Пана с козьими ногами, держащего пастуший посох.
Римская мозаика с изображением рогатого Пана с козьими ногами, держащего пастуший посох.

Кто-то утверждает, что связь между Сатаной и козлом проистекает из ассоциации дьявола с другими божествами подземного мира, которых христиане отвергали как демонов. Наряду с иными языческими богами рогатых идолов особенно боялись из-за их ассоциации с дикой природой и сексуальным безумием.

Венец красоты

Современные зрители привыкли видеть Сатану красивым мужчиной, например, в сериалах «Люцифер» или «Сверхъестественное».

«Люцифер»
«Люцифер»
«Сверхъестественное»
«Сверхъестественное»

Прелестное воплощение дьявола впервые появилось в XVII веке. В 1667 году английский писатель Джон Мильтон опубликовал эпическую поэму «Потерянный рай», повествующую об изгнании Сатаны с небес и искушении им Адама и Евы в Эдемском саду. Автор изображает дьявола как героического полководца, который является самым привлекательным из сатанинских персонажей литературы того времени.

В XVIII и начале XIX века наблюдается возрождение интереса к «Потерянному раю». Художник Уильям Блейк нашел образ Сатаны Мильтона настолько убедительным, что создал несколько иллюстраций, сопровождающих версию, в которой обнаженный дьявол изображен в виде красивой богоподобной фигуры с полностью человеческими чертами.

Сатана, поражающий Иова язвами (1526). Уильям Блейк. Галерея Тейт, Лондон
Сатана, поражающий Иова язвами (1526). Уильям Блейк. Галерея Тейт, Лондон
Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре
Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре

Любитель красного

В XIX и начале XX века образ Сатаны использовался в рекламе и сатирических карикатурах. В мультфильме 1900 года его прогоняет суфражистка, борец за избирательное право женщин. Наряду с рогами, дьявол полностью красный, с остроконечной бородой и вилами.

Суфражистка бежит за дьяволом. Фото: Ken Florey Suffrage Collection/Getty Images
Суфражистка бежит за дьяволом. Фото: Ken Florey Suffrage Collection/Getty Images
Фрагмент пропагандистского плаката США периода Первой мировой войны, изображающий кайзера Вильгельма II в виде дьявола (ок. 1918).
Фрагмент пропагандистского плаката США периода Первой мировой войны, изображающий кайзера Вильгельма II в виде дьявола (ок. 1918).

Красная личина на самом деле берет начало в театральных постановках. В 1859 году композитор Шарль Гуно превратил «Фауста» в оперу, в которой дьявольский персонаж Мефистофель носит костюм эпохи Возрождения, включая красное трико.

Бертон Фишер писал: «Марсель Журне спел Мефистофеля более тысячи раз, создав стереотипный образ оперных персонажей-чертей в красных трико». Различные интерпретации этой театральной одежды сохранились и сегодня.

Образ XX века

В течение XX века Сатану продолжали заново изобретать писатели и кинематографисты, помещая его в обличье таинственных незнакомцев, ловких бизнесменов и даже детей, как в фильме ужасов 1976 года «Омен».

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» черт предстает умным, но скрытным незнакомцем, которого сопровождает говорящий кот. Точно так же в фильме 1987 года «Сердце ангела» Роберт де Ниро играет Луи Сайфера (Люцифера), хорошо одетого загадочного бизнесмена.

В 1936 году американский писатель Стивен Винсент Бене написал книгу «Дьявол и Дэниэл Уэбстер», в которой Сатана борется за свое право на человеческую душу в суде. Аналогичным образом, в фильме 1997 года «Адвокат дьявола» Аль Пачино играет Люцифера в роли главы юридической фирмы в Нью-Йорке.

«Омен»
«Омен»
«Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита»
«Сердце ангела»
«Сердце ангела»
«Адвокат дьявола»
«Адвокат дьявола»

Но даже эти современные изображения Люцифера как юриста восходят к Средневековью. Карл Шумейкер, историк из Висконсинского университета в Мэдисоне, описал существование средневековой придворной драмы, в которой дьявол научился закону, чтобы отсудить право собственности на человеческий род.

━━━━━

Анастасия Дегтярева