Сатана в трико, убегающий от феминистки: как менялся образ дьявола на протяжении истории
От падшего ангела до хама с рогами — на протяжении веков дьявол изображался в самых разных формах. Сатанинская фигура, как она понимается сегодня, является результатом столетий искусства, литературы и театра. Мы проследили путь от первых изображений дьявола до облика, который показывают медиа сегодня.
Змей
У дьявола много имен — Сатана, Князь Тьмы, Вельзевул и Люцифер. Это лишь некоторые из них. Но что люди знают о внеземном существе помимо списка псевдонимов?
Во многих древних религиях есть священные писания, подробно описывающие борьбу между добром и злом. Например, в зороастризме одно из древнейших в мире верховное божество создало две сущности: хаотичного и разрушительного духа Аримана и его благодетельного брата-близнеца Ахура-Мазду. Уже тогда люди выдвинули гипотезу о некой демонической силе, которая отвечает за зло, исходя из представления о том, что хороший бог не может нести ответственность за плохие вещи.
В то же время, по словам ученой Марины Монтесано, единственные упоминания Сатаны в еврейской Библии означают «противник», «препятствие» или «враг» и могут относиться либо к человеческим антагонистам, либо к сверхъестественным существам.
В ветхозаветной Книге Бытия змей, соблазнивший Адама и Еву запретным плодом в раю, обычно ассоциируется с дьяволом. Однако в оригинальном еврейском тексте уточнение, какое именно существо уводит за собой будущих грешников, не дается. Лишь позднее, в Новом Завете, Сатана прямо упоминается как змей.
Падший ангел, лис и дракон
Любой ученик воскресной школы может сказать, что Сатана — это падший ангел, но падение на самом деле не описано ни в Новом Завете, ни в христианской Библии, как заявляет Джерри Уоллс, профессор философии Хьюстонского баптистского университета.
Христианские богословы пришли к такому выводу: если Бог создал вселенную и все, что он создает, хорошо, то Сатана тоже был чем-то хорошим, но каким-то образом испортился. Таким образом, отцы раннесредневековой церкви разработали образ Люцифера далеко за пределами библейского текста, сделав его мятежным ангелом и превратив в оболочку гордыни, смертного греха.
Изображения дьявола в средневековый период обычно показывали дракона. Например, один из первых пап, Святой Сильвестр, убил дьявольского дракона, произведя тем самым впечатление на группу языческих священников и подтвердив христианскую веру римского императора Константина.
Согласно Британской библиотеке, многие изображения дьявола того времени имеют анималистические черты, в том числе культовые раздвоенные копыта, хвосты, когти и даже перепончатые руки. Ученые также находят иллюстрации лис, медведей, львов и многих других.
Крылатое существо
Поэма XIV века «Ад», написанная Данте Алигьери (часть «Божественной комедии»), рассказывает о вымышленном путешествии по семи кругам, составляющим преисподнюю. В конце главный герой встречается лицом к лицу с самим Сатаной. Данте описывает главное зло с двумя могучими крыльями без перьев, как подобает летучей мыши.
Крылья дьявола могут иметь корни в вавилонской мифологии из-за его ассоциации с Лилит. Она происходит от древних вавилонских демонов — крылатых женщин, летающих в ночи, соблазняющих мужчин и нападающих на беременных и младенцев.
Данте также вводит элементы греко-римской мифологии в традиционные христианские знания. Он называет дьявола «Дисом», происходящим от Диспатера, римского бога подземного мира. В «Аде» Данте пишет, что в наименьшем круге, где находится точка вселенной, восседает Дис, тот, кто предает и сгорает навеки.
Чудовище с рогами
Явная ранняя связь между дьяволом и козлами обнаруживается в мозаике базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной в конце VI века в Италии. На мозаике синий ангел рядом с Иисусом стоит за тремя козлами, а ко второму ангелу присоединились три овцы (см. ниже).
Произведение представляет собой притчу из Евангелия от Матфея 25:31-46: «Когда придет Сын Человеческий во всей Своей славе в сопровождении Своих Ангелов, то сядет на престоле Своей славы, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов».
В истории козел ассоциируется с теми, кто не попадает в рай. Некоторые искусствоведы, утверждают, что именно в Евангелии у дьявола и его приспешников появились рога.
Другие эксперты не согласны. Козел, который до Средневековья едва ли был связан с демонологией, взял на себя новую роль. По мнению некоторых ученых, она проистекает в основном из-за ее связи со скандинавскими мифами и языческим богом Паном.
Кто-то утверждает, что связь между Сатаной и козлом проистекает из ассоциации дьявола с другими божествами подземного мира, которых христиане отвергали как демонов. Наряду с иными языческими богами рогатых идолов особенно боялись из-за их ассоциации с дикой природой и сексуальным безумием.
Венец красоты
Современные зрители привыкли видеть Сатану красивым мужчиной, например, в сериалах «Люцифер» или «Сверхъестественное».
Прелестное воплощение дьявола впервые появилось в XVII веке. В 1667 году английский писатель Джон Мильтон опубликовал эпическую поэму «Потерянный рай», повествующую об изгнании Сатаны с небес и искушении им Адама и Евы в Эдемском саду. Автор изображает дьявола как героического полководца, который является самым привлекательным из сатанинских персонажей литературы того времени.
В XVIII и начале XIX века наблюдается возрождение интереса к «Потерянному раю». Художник Уильям Блейк нашел образ Сатаны Мильтона настолько убедительным, что создал несколько иллюстраций, сопровождающих версию, в которой обнаженный дьявол изображен в виде красивой богоподобной фигуры с полностью человеческими чертами.
Любитель красного
В XIX и начале XX века образ Сатаны использовался в рекламе и сатирических карикатурах. В мультфильме 1900 года его прогоняет суфражистка, борец за избирательное право женщин. Наряду с рогами, дьявол полностью красный, с остроконечной бородой и вилами.
Красная личина на самом деле берет начало в театральных постановках. В 1859 году композитор Шарль Гуно превратил «Фауста» в оперу, в которой дьявольский персонаж Мефистофель носит костюм эпохи Возрождения, включая красное трико.
Бертон Фишер писал: «Марсель Журне спел Мефистофеля более тысячи раз, создав стереотипный образ оперных персонажей-чертей в красных трико». Различные интерпретации этой театральной одежды сохранились и сегодня.
Образ XX века
В течение XX века Сатану продолжали заново изобретать писатели и кинематографисты, помещая его в обличье таинственных незнакомцев, ловких бизнесменов и даже детей, как в фильме ужасов 1976 года «Омен».
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» черт предстает умным, но скрытным незнакомцем, которого сопровождает говорящий кот. Точно так же в фильме 1987 года «Сердце ангела» Роберт де Ниро играет Луи Сайфера (Люцифера), хорошо одетого загадочного бизнесмена.
В 1936 году американский писатель Стивен Винсент Бене написал книгу «Дьявол и Дэниэл Уэбстер», в которой Сатана борется за свое право на человеческую душу в суде. Аналогичным образом, в фильме 1997 года «Адвокат дьявола» Аль Пачино играет Люцифера в роли главы юридической фирмы в Нью-Йорке.
Но даже эти современные изображения Люцифера как юриста восходят к Средневековью. Карл Шумейкер, историк из Висконсинского университета в Мэдисоне, описал существование средневековой придворной драмы, в которой дьявол научился закону, чтобы отсудить право собственности на человеческий род.
━━━━━
Анастасия Дегтярева