Запретный плод сладок: что такое реактивное сопротивление?
«Спички детям не игрушки», — все малыши после того, как слышат эту фразу, начинают испытывать неконтролируемое желание заполучить вожделенные палочки. То же и со взрослыми: мужчины тайно убегают на рыбалку, если им запретить, а женщины надевают провокационные платья, чтобы бросить вызов общественности. Почему же вещь становится в 1000 раз привлекательнее, если она недоступна? Разбираемся.
Это связано с тем, что мы чувствуем себя запертыми
В тот момент, когда человеку кажется, что его право на что-то ограничивается, включается особое поведение, которое называется реактивным сопротивлением. Его основная задача — восстановить утраченную или ограниченную свободу.
При этом важно, чтобы индивид ощущал давление извне: человек должен думать, что его пытаются подмять под себя люди или обстоятельства. В таком случае он сделает все для того, чтобы победить систему.
В результате такой неосознанной реакции люди зачастую выбирают запрещенный или трудновыполнимый вариант, даже в том случае, если это может быть опасно. Таким образом, дети играют со спичками, юные девочки заводят отношения с опасными маргиналами, а Ева скармливает запретный плод Адаму.
При этом люди не задумываются о личной выгоде: все, что ими движет, — пресловутое желание влезть туда, куда нельзя.
Это подтвердили американские исследования 2006 года: ученые доказали, что реактивное сопротивление — один из факторов, который мотивирует подростков начать курить. Дети стремятся доказать, что способны принимать самостоятельные решения, поэтому особенно остро сопротивляются контролю, который навязан взрослыми. Таким образом, совсем молодые мальчики и девочки могут начать портить здоровье для того, чтобы вырваться из-под опеки родителей.
Почему какие-то запреты притягивают, а какие-то нет?
Все дело в нашем восприятии: люди по-разному оценивают то, что может угрожать их свободе. Например, для кого-то запрет на воровство — повод ограбить банк, а кто-то начинает отстаивать право на независимость в том случае, если ему не разрешат поступать на врача.
Таким образом, ситуации, в которых возникает реактивное сопротивление, индивидуальны и варьируются от человека к человеку.
Как это используют?
Это один из способов манипуляции, к которому прибегают политики, маркетологи и психологи: достаточно убедить человека в том, что тот или иной феномен угрожает его свободе, как тот пойдет сворачивать горы ради того, чтобы восстановиться в своих правах.
С другой стороны, более глубокое понимание этого феномена можно использовать для того, чтобы улучшить качество жизни людей. Например, эксперимент 2007 года показал, что мы охотнее последуем совету из рекламы, если будем понимать, что делаем это добровольно.
Таким образом, можно сделать социальные ролики, которые призывают население заботиться о здоровье, эффективнее: достаточно грамотно переработать их текст, а в конце напомнить аудитории о том, что их не заставляют идти ко врачу. Такие послания лучше запоминаются и не вызывают реакционное сопротивление, из-за которого люди отказываются от многих полезных инициатив.