история

Влюбленная в радиацию жертва науки: как Мари Кюри изменила мир

Тысячи ученых, работающих в самых разных областях — от лечения рака до археологии и астрофизики, — продолжают опираться на ее работы по радиации
Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

Имя известнейшей в мире женщины-физика, Марии Склодовской-Кюри, по-прежнему остается на слуху и украшает научно-исследовательские институты, больницы, школы, премии и благотворительные фонды. Сохранился и ее образ: чаще всего это строго одетая дама, помешивающая котел с урановой смолой в продуваемом сквозняком парижском сарае. Что прославило и что убило женщину в молодом возрасте? Разбираемся в честь 125-летия открытия радия.

Потеря веры и обретение образования

Мария (Маня) Саломея Склодовская родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве. Ее родители, будучи педагогами, следили за тем, чтобы дочери получали такое же по качеству и полноте образование, как и сын.

Мать семейства скончалась от туберкулеза. Это оказало глубокое влияние на Маню и подпитывало пожизненную борьбу с депрессией, а также формирование ее взглядов на религию. С момента утраты девочка больше не верила в благосклонность бога.

В 1883 году, в возрасте 15 лет, Кюри получила среднее образование. Она и ее старшая сестра Бронислава хотели учиться дальше, но Варшавский университет не принимал женщин. Чтобы получить желаемое, им пришлось покинуть страну. В 1891 году Мария отправилась в Париж. Зарегистрировавшись в Сорбонне, она подписалась как «Мари», чтобы больше походить на француженку.

Один из профессоров организовал для Мари исследовательский грант на изучение магнитных свойств и химического состава стали. Благодаря проекту она познакомилась с опытным исследователем Пьером Кюри. Они поженились летом 1895 года.

Первая женщина-доктор наук во Франции

Вся медицина, основанная на облучении людей, восходит к Мари Кюри.

Ранние исследования Мари вместе с мужем часто проводились в тяжелых условиях. Лаборатория походила на сарай, работа требовала физического труда. Паре приходилось много преподавать, чтобы зарабатывать на жизнь.

Мари заинтриговали сообщения немецкого физика Вильгельма Рентгена об открытии рентгеновских лучей и вести французского физика Анри Беккереля о лучах, испускаемых солями урана. Она заметила, что образцы минерала, называемого настураном, который содержит урановую руду, были гораздо более радиоактивными, чем чистое вещество. Дальнейшая работа убедила ученую, что очень высокие показания радиации, которые она получала, не могли быть вызваны одним лишь ураном — в настуране скрывалось что-то еще. Мари была убеждена, что открыла новый химический элемент, но другие ученые сомневались в ее результатах.

В конце концов супруги доказали, что излучение исходит не от какой-то периферийной химии, возникающей в результате молекулярных взаимодействий, а из глубины атома. Идея казалась поразительной, поскольку атом должен был быть основным, нерушимым строительным блоком любого элемента.

В 1898 году пара опубликовала заключение: висмутоподобное соединение содержит ранее неизвестный радиоактивный элемент. Они назвали его полонием в честь родины Мари, Польши. Позже ученая впервые ввела термин «радиоактивность». В 1902 году Кюри объявили об успехе в извлечении очищенного радия. Идея невидимого субатомного мира, из которого исходит радиоактивность, была подхвачена другими.

В 1903-м Мари стала первой женщиной во Франции, защитившей докторскую диссертацию. Вместе с Анри Беккерелем пара Кюри стала лауреатами Нобелевской премии по физике за вклад в понимание феноменов излучения. На первых порах номинационный комитет возражал против включения женщины в список лауреатов, но Пьер настоял на том, что первоначальное исследование было проведено именно его женой.

Мари сменила Пьера на посту заведующего физической лабораторией Сорбонны, а после смерти мужа в 1906-м заняла его место в качестве профессора общей физики на факультете естественных наук.

Поощрение женского образования и жертва во имя науки

В 1911 году ученая получила вторую Нобелевскую премию, на этот раз по химии, в знак признания ее работы в области радиоактивности. Она также приняла медаль Дэви Королевского общества. Президент США Хардинг от имени женщин Америки подарил ей один грамм радия в знак признания заслуг в науке. Затем новый президент США Гувер преподнес ей 50 тыс. долларов, пожертвованные на покупку радия для использования его в лаборатории в Варшаве. С 1922-го Мари стала членом комитета Лиги Наций по вопросам интеллектуального сотрудничества.

Мари обучала будущих преподавательниц, отказываясь от зубрежки в программе по естественным наукам в пользу практических экспериментов. Многие из ее учеников впоследствии стали врачами, учеными и преподавателями.

На протяжении жизни женщина активно пропагандировала использование радия для облегчения страданий. Во время Первой мировой войны она посвятила себя лечебной работе. Обеспокоенная качеством медицинской помощи солдатам, Мари изобрела рентгенологические автомобили. Их использовали для диагностики травм. В качестве директора радиологической службы Красного Креста она совершила поездку по Парижу, прося деньги, материалы и транспортные средства, которые можно было бы переоборудовать. Она работала в пунктах оказания помощи раненым недалеко от линии фронта, делая рентгеновские снимки, чтобы обнаружить переломы, пули и осколки.

После войны ученая много трудилась, чтобы собрать деньги для Радиевого института в Париже, чьим директором она стала. Однако к 1920 году у нее появились проблемы со здоровьем, скорее всего, из-за воздействия радиоактивных материалов. 4 июля 1934 года Мари умерла от апластической анемии — состояния, при котором костный мозг не может производить новые клетки крови. Врачи пришли к выводу, что его повредило длительное накопление радиации.

Мари получила еще одну награду, уже посмертно, в 1944 году, когда был открыт 96-й элемент в периодической таблице. Его назвали в ее честь — «кюрий».

Анастасия Дегтярева