Килограмм ваты легче, чем килограмм железа: что такое эффект контраста?
Многие в детстве велись на логическую загадку про вату и металл, так как подсознательно ассоциировали первый материал с чем-то легким, а второй — с чем-то тяжелым. Однако подобное мышление свойственно даже взрослым: например, если мы увидим кофточку, которая стоила 15 тысяч рублей за 10, то решим, что она дешевая, хотя обычно не покупаем вещи в этой ценовой категории. Рассказываем, почему так происходит и как эта особенность влияет на нашу жизнь.
Смотря с чем сравнить
Зачастую люди бессознательно воспринимают вещи в связке. Например, оценка собственной привлекательности и уровня дохода меняется в зависимости от того, кто нас окружает: человек чувствует себя менее красивыми в окружении моделей и менее богатыми в окружении миллиардеров.
Это обусловлено тем, что мы склонны преувеличивать различия вещей и феноменов, если они явно не похожи друг на друга.
Эффект контраста работает не только с такими абстрактными понятиями, как красота, ум и успех: людям кажется, что предмет тяжелее, чем есть на самом деле, если до этого они взаимодействовали с чем-то легким, а восприятие глубины цвета на изображении зависит от того, какой фон его окружает.
Оба серых квадрата в центре обладают одним и тем же оттенком, однако нам кажется, что первый светлее, чем второй.
Как это применяют?
Эту особенность используют маркетологи по всему миру: стандартный протокол продажи одежды обязывает сотрудников магазина сначала предложить клиенту то, что ему не подойдет. После пары неудачных образов демонстрируют ту деталь гардероба, которая может хорошо смотреться на человеке: из-за эффекта контраста кажется, что она выглядит особенно привлекательно, что скорее спровоцирует покупку. Тот же принцип применяют риэлторы, когда осматривают с потенциальными клиентами жилье.
То же и со скидками: предыдущая цена заставляет думать о том, как сильно можно «сэкономить», даже если вещь все еще стоит дороже, чем то, что вы можете себе позволить.
Для кого это реальная проблема?
Специалисты по найму действительно страдают от эффекта контраста: зачастую они оценивают людей не по их настоящим способностям, а потому, на сколько выигрышно они смотрятся на фоне других кандидатов.
Таким образом, можно предложить работу претенденту, который, хоть и был лучше других, не обладает достаточной квалификацией.
Как же его преодолеть?
Для того, чтобы понять истинные характеристики предмета достаточно просто не сравнивать его с другими: объективная оценка достигается в тот момент, когда человек осознает, что те или иные качества существуют независимо от окружения.
Таким образом, стоит устранить то, на фоне чего вы рассматриваете потенциальное финансовое или личностное вложение, как ваше восприятие станет рациональным и справедливым.