От мертвых жуков до Уэса Андерсона: как появилась и развивалась стоп-моушен анимация
Стриминговый сервис Netflix опубликовал трейлер анимационного фильма Гильермо дель Торо «Пиноккио». Премьера картины о жизни деревянного мальчика ожидается 9 декабря и обещает показать мастер-класс в технике стоп-моушен. По случаю громкого релиза мы решили разобраться, кто придумал метод покадровой съемки, как авторы анимируют кукол и какие режиссеры любят стоп-моушен до сих пор.
Что такое стоп-моушен и как появилась технология
Впервые прототип стоп-моушена или оживления предметов придумал изобретатель и мультипликатор Эмиль Рейно. В 1877 году он представил праксиноскоп — оптический прибор с вращающимся зеркальным барабаном и рядом картинок. Когда барабан крутился, изображения волшебным образом оживали.
Меньше чем через 20 лет началось активное развитие кинематографа и мультипликации — тогда режиссер Жорж Мельес усовершенствовал идею Рейно. Мельес делал фотоснимок, затем менял положение предмета и снимал следующий кадр. После склейки ряда изображений он получал желаемый анимационный эффект.
Мельес научился создавать иллюзию самостоятельного движения объекта и реализовал технику покадровой съемки, которую мы сегодня называем стоп-моушен. С ее помощью киноделы анимировали кукол в мультфильмах типа «Цирк лилипутов» (1898) и «оживляли» мебель, посуду и другие бытовые предметы.
Как развивался стоп-моушен в России и за границей
В России одним из первых, кто применил стоп-моушен был режиссер Владислав Старевич. В 1912 году он представил короткометражный фильм о романтической жизни жуков — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Старевич использовал мертвых насекомых, чьи движения фиксировались с помощью проволоки и воска — так ему удалось создать эффект персонажей, которые действуют по сценарию (живые жуки плохо поддавались дрессировке и потому были плохими «актерами»).
В 1930-х американский аниматор Уиллис О’Брайан выпустил революционный для своего времени фильм Кинг Конг (авторы целый год создавали куклу обезьяны из резины, шкуры и пенопласта), а в 1950-х в США вышел первый телесериал с использованием более гибкой анимации с пластилиновыми персонажами — «Шоу Гамби».
Между тем в СССР сформировалась целая школа стоп-моушена — особенно приложил к этому руку Роман Качанов. Благодаря его вкладу появились всеми любимые мультики вроде «Чебурашки» и «Моего зеленого крокодила», которые со временем стали настоящей классикой.
Помимо этого, в середине 70-х с помощью перекладной анимации был снят знаменитый «Ежик в тумане» Юрия Норштейна, а затем кукольный цикл мультфильмов «38 попугаев» Ивана Уфимцева и пластилиновый «Падал прошлогодний снег» Александра Татарского.
Как стоп-моушен устарел, но не умер
К 1990-м стоп-моушен начал приедаться, хотя его все еще использовали в мультиках, рекламе, музыкальных клипах и массовом кино типа «Робокопа» или «Парка юрского периода». К тому моменту покадровая съемка уже устаревала и занимала слишком много времени, а на пятки ей наступала новая технология — CGI.
Изображения, сгенерированные при помощи трехмерной компьютерной графики, были более плавными и реалистичными, а авторам больше не приходилось тратить кучу времени, чтобы снять сотни разных кадров. Казалось, что на этом стоп-моушен должен был умереть. Однако на рубеже веков у него вдруг появилось второе дыхание.
Это произошло благодаря студии Aardman Animations, которая в 2000 году выпустила свой мега-хит «Побег из курятника» — он и по сей день лидирует в списке самых кассовых кукольных мультфильмов. За ним последовали несколько частей «Уоллеса и Громита» (за них Aardman даже удостоилась «Оскара»), а позже — более современных «Барашка Шона» и «Диких предков». Впрочем, и здесь прогресс не прошел бесследно, и сегодня студия тоже использует компьютерную графику и цифровые камеры.
Какие режиссеры до сих пор обожают технологию
Для множества современных режиссеров стоп-моушен — не архаичный спецэффект, а осознанный художественный прием. Тим Бертон, например, снял свою первую кукольную короткометражку «Винсент» в 1982 году и на этом не остановился. В 90-х он представил культовый анимационный мюзикл «Кошмар перед Рождеством», в нулевых мрачный и вневозрастной «Труп невесты», а 2010-х хоррорную кукольную комедию «Франкенвини».
Еще один режиссер, предпочитающий олдскульный стоп-моушен современному CGI — это Уэс Андерсон. Свой кукольный шедевр «Бесподобный мистер Фокс» он снимал с частотой 12 кадров в секунду вместо привычных 24. Так Андерсон добился удивительного эффекта, как будто куклы в кадре не просто выглядят как детские игрушки, но и управляются ребенком. Эту же технику режиссер применил в мультфильме «Остров собак» и картине «Отель Гранд Будапешт», чтобы необычно изобразить погоню по снежным холмам.
Режиссер Генри Селик работал вместе с Тимом Бертоном над «Кошмаром перед Рождеством», но при этом и сам любил стоп-моушен. В абсурдной черной комедии «Обезьянья кость» он совместил технологию со съемкой в реальном времени, а его кукольный фэнтези фильм «Коралина в стране кошмаров» собрал кучу наград и был номинирован на премию «Оскар».
Кажется, что в последние годы тренд на стоп-моушен только набирает обороты. В 2021 году аудиторию покорила трогательная инди-драма «Марсель, ракушка в ботинках», а в 2022-м даже Netflix занялся кукольной анимацией, представив тинейджерский хоррор «Уэнделл и Уайлд». Ждем «Пиноккио» Дель Торо и надеемся, что таких фильмов станет больше!
━━━━━
Никита Прунков