LUDOVIC MARIN / POOL
LUDOVIC MARIN / POOL

Попытка выиграть время? Почему Минские соглашения не привели к миру на Украине

Украина восемь лет всеми силами сопротивлялась мирному процессу. Запад не особо препятствовал этому

7 декабря бывший канцлер Германии Ангела Меркель дала интервью изданию Die Zeit, где назвала Минские соглашения попыткой «дать Украине время», чтобы «она стала сильнее». В России слова Меркель сочли признанием того, что Запад намеренно затягивал мирный процесс для подготовки Киева в конфликту с нашей страной. По этому случаю мы решили вспомнить, что было в Минских соглашениях, кто виноват в их срыве и действительно ли Запад пользовался договорами для военного усиления Украины.

Что было в Минских соглашениях?

Соглашения состояли из двух документов: Минского протокола и Комплекса мер по выполнению Минских соглашений.

Минский протокол (он же «Минск-1») подписали 5 сентября 2014 года представители Трехсторонней контактной группы (Россия, Украина и ОБСЕ) и руководство ЛДНР. Он состоял из 12 пунктов: прекращение огня, обмен пленными, вывод и разоружение незаконных групп с территории Украины, предоставление Донбассу особого статуса, проведение там досрочных местных выборов, децентрализацию власти на Украине, а также ряд других положений.

Уже в январе 2015-го боевые действия в Донбассе возобновились с новой силой, что потребовало заключения нового соглашения. К 12 февраля сторонам удалось утвердить текст Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (или «Минск-2»), который разработала «нормандская четверка» в лице России, Украины, Франции и Германии.

Положения «Минска-2» во многом были идентичны первому документу, но отличались большей проработанностью. К прекращению огня добавились положения об отводе тяжелых вооружений с линии соприкосновения. Пункт об особом статусе дополнили обязательствами сторон начать переговоры по этому вопросу.

Кроме того, Украине предписали восстановить социально-экономические связи с Донбассом, а также предоставить ему особый статус и провести децентрализацию власти до конца 2015 года. При выполнении этих условий и после проведения выборов в ЛДНР ей гарантировали восстановления контроля над госграницей.

Что пошло не так?

«Минск-2» начал буксовать уже вскоре после вступления в силу. В последующие месяцы на линии соприкосновения то и дело вспыхивали локальные боестолкновения, из-за чего начало процесса отвода вооружений затянулось до ноября 2015 года. Обмен пленными «всех на всех» так и не состоялся, хотя стороны вернули большую часть заложников в 2017-м.

Куда сложнее дело обстояло с политической частью Минских соглашений. Стороны не могли договориться об условиях проведения выборов: Украина настаивала на голосовании по своим законам при участии всех партий, а ЛДНР отказывались пускать на них недружественных Донбассу политиков.

Не менее проблемной оказалась конституционная реформа — законопроект о децентрализации власти прошел через Конституционный суд и первое чтение в Раде, но вскоре после этого работа над ним прекратилась. К восстановлению социально-экономических связей Украина и вовсе не приступала, вместо этого усилив блокаду Донбасса.

Многочисленные сложности заставили «нормандскую четверку» перенести выполнение «Минска-2» на 2016 год. Но и это не помогло — еще одним препятствием стало требование Украины восстановить контроль над границей до проведения выборов и принятия конституционной реформы (что противоречило тексту соглашений). В результате выполнение Минских соглашений окончательно завязло.

Минские соглашения пытались возродить?

На протяжении последующих лет «Минск-2» неоднократно пробовали реанимировать. Осенью 2016 года Франция и Германия предложили Украине график выполнения соглашений, который предусматривал возвращение границы после децентрализации, назначения даты выборов в Донбассе и принятия законов о его особом статусе.

Тогда глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер представил механизм реализации положения об особом статусе Донбассе («формула Штайнмайера»). По нему Украина должна была принять этот закон на временной основе до выборов в неподконтрольных регионах и сделать его постоянным после их проведения. Однако Киев отверг оба предложения.

Наиболее серьезная попытка вдохнуть жизнь в «Минск-2» состоялась в 2019 году, после прихода к власти на Украине Владимира Зеленского. Новый глава государства все-таки согласился на «формулу Штайнмайера» и добился проведения саммита «нормандской четверки», который прошел в декабре. Правда, встреча закончилась ничем — представители «четверки» вышли на кулуарные договоренности, но потом Зеленский неожиданно отказался от них.

Последняя попытка возродить Минские соглашения состоялась накануне СВО, но снова потерпела неудачу. 26 января 2022 года представители «нормандской четверки» встретились в Париже, договорившись провести аудит прежних соглашений. Но уже на следующих переговорах, которые состоялись через две недели в Берлине, Украина отказалась от своих обязательств, вновь попытавшись затянуть переговорный процесс.

А что Запад?

Все это время западные страны занимали неоднозначную позицию. США и ЕС в один голос утверждали о безальтернативности Минских соглашений.

Европейцы действительно пытались оживить мирный процесс. А вот Америка, напротив, солидаризировались с Украиной в попытках переложить на РФ ответственность за срыв договоренностей. Например, вскоре после президентских выборов 2019 года спецпредставитель президента США по Украине Курт Волкер связал неисполнение соглашений с «российской оккупацией».

«Украина приняла закон об амнистии всех, кто совершил преступления в ходе конфликта, она приняла закон, предоставляющий особый статус, провела выборы на всей территории и проведет их в Донбассе, как только установит контроль над его территорией… Таким образом, Украина не в состоянии двигаться дальше и делать больше того, что она уже сделала», — заявил он, не упомянув прежние попытки Киева отказаться от обязательств.

Вместе с этим США с 2018 года начали направлять Украине летальное оружие. В разное время в поставки входили ПТРК Javellin, патрульные катера, высокоточное оружие, боеприпасы, а также другое оружие и оборудование. Кроме того, Вашингтон выделял ей средства на развитие оборонного сектора.

Через два года они позволили Киеву получить статус «партнера НАТО с расширенными возможностями», а в 2021-м Украина разрешила иностранным войскам проводить учения на своей территории. Все эти действия явно не способствовали урегулированию конфликта. Поэтому сейчас руководство РФ делает однозначный вывод: никто не собирался выполнять Минские соглашения и, возможно, СВО нужно было начинать раньше.

━━━━━

Виталий Рюмшин