Кадр со съемок фильма «Рокки 4» (1985)
Кадр со съемок фильма «Рокки 4» (1985)

«Плохой Иван»: почему в западном кино русские персонажи всегда отрицательные

Русскоязычный антагонист — такой же стереотип, как «водка, матрешка и балалайка». Всему виной холодная война

Внучка Чарли Чаплина и британская актриса Уна Чаплин заявила, что ей надоела русофобия в западном кино: «Я так устала от “плохих русских”. Будет здорово, когда идеологическая война с Россией останется в прошлом». В словах актрисы есть немалая доля правды: большинство мировых киностудий действительно эксплуатируют национальные стереотипы и показывают русских героев исключительно в негативном свете. Почему так происходит и какое место здесь занимает исторический контекст? Разбираемся.

Откровенный шовинизм в Голливуде был всегда

Если вы думаете, что Иван Драго, Иван Данко и Иван Ванко — это пик стереотипного сумасшествия в западном кино, то вы заблуждаетесь. История голливудского шовинизма уходит корнями в 20-е годы прошлого века: тогда на экранах много издевались над арабами, азиатами и индейцами. В 1921 году вышел дискредитирующий мусульман фильм «Шейх», а в 1932 году лента с отвратительным китайским злодеем «Маска Фу Маньчу». К тому же целая плеяда фильмов показывала коренное население Америки дикарями, которые мешают жить развитым белым людям.

Помимо очевидного мотива показать превосходство своего государства, есть еще одно объяснение необычайного уровня расизма в раннем американском кино. Профессор факультета коммуникаций Университета Юты Кент Оно уверен, что маргинализация других народов была связана с банальной необразованностью авторов, которые не имели представления о различных культурах. Вдобавок играли арабов, азиатов и индейцев, конечно же, белые американцы.

Сначала русские были позитивными героями. Потом все поменялось

СССР выступал союзником США по антигитлеровской коалиции, поэтому во времена Второй мировой русских героев преимущественно показывали с положительной стороны. Все изменилось в 1950-х — во времена холодной войны, которая ознаменовала сильнейший антагонизм между социалистическим и капиталистическим лагерем. Именно в тот момент Голливуд начал кинематографическую атаку на все, что связано с Россией.

В 1952 году в свет вышла картина «Вторжение в США», по сюжету которой на Америку напало коммунистическое государство (авторы обошлись без прямого упоминания Советского Союза, но все и так все поняли). В 1963 британцы продолжили тренд и выпустили «Из России с любовью» — второй фильм о Джеймсе Бонде, где агенту 007 противостояли вездесущие спецслужбисты из СССР. К слову, антагонисты с советским паспортом со временем стали одним из главных клише бондианы.

Время шло, а стереотип только укреплялся

К 1980-м демонизация Советского Союза стала частью поп-культуры. Особенно это касается боевиков, где расцвел целый поджанр «красного» кино, которое в русскоязычном пространстве окрестили «клюквой». Например, герои Сильвестра Сталлоне постоянно сталкивались с русскоязычными злодеями — это роботизированный советский боксер Иван Драго, безжалостный подполковник Подовский, жестокий сержант Куров и т.д.

Благодаря роли Ивана Драго главным «американо-русским» антигероем стал актер Дольф Лундгрен (на самом деле родившийся в Швеции). В фильме «Красный скорпион» он сыграл советского спецназовца Николая Раченко, который осознает пороки прогнившей советской системы, побеждает коммунизм и принимает сторону света.

Впрочем, подобные элементы антисоветской пропаганды поутихли ближе к 1990-м. Арнольд Шварценеггер сыграл топорного (но наконец доброго!) милиционера Ивана Данко в «Красной жаре» и даже приехал в Москву, чтобы порадовать поклонников. В другой же картине под названием «Русский дом» лейтмотивом стала мысль о том, что советские люди тоже люди — пусть и заложники жуткого коммунистического строя.

После распада СССР ситуация наладилась?

Не совсем. Временами русские все же переставали быть плохими, но все равно сохраняли свои шаблонные атрибуты. В фильме «Армагеддон», например, астронавт Лев Андропов (Петер Стормаре) был вечно пьяным и грубым. В итоге он оказался жертвенным персонажем, готовым помочь американцам, хотя факта предвзятости это не отменяет.

В нулевых тенденция сохранилась и даже ухудшилась — западным режиссерам все еще не давала покоя постсоветская Россия. Как правило, герои русского происхождения становились бандитами, членами мафии или спецагентами с недобрыми задачами (и отвратительным нереалистичным акцентом). Среди примеров — Борис Бритва из «Большого куша», Ирина Спалько (Кейт Бланшет) из «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», агент ФСБ Анатолий Сидоров из «Миссии невыполнима: Протокол фантом» и многие-многие другие.

Почему стереотип до сих пор работает

Справедливости ради, не каждый западный режиссер спекулирует на теме ксенофобии и до дрожи ненавидит Россию. Среди позитивных кейсов можно выделить винтажную «Москву на Гудзоне» с Робином Уильямсом и вполне современных «Агентов А.Н.К.Л.» (где агенты ЦРУ и КГБ совместно борются со злом). Но все же в большинстве случаев русские герои — все еще плохие парни. Причин у этого несколько.

Во-первых, многим зрителям без разницы, как именно представлены русские и насколько достоверны факты, если сюжет захватывает (вспомним «Очень странные дела», где советские солдаты открывают портал в США). А во-вторых, образ подлого злодея из СССР или России — это уже сформированный продаваемый бренд, знакомый каждому американцу.

Сегодня, в условиях напряженных отношений между Россией и США, кажется, что типичных героев-злодеев с каждым годом будет только больше. Что ж, нам не привыкать, поэтому запасаемся поп-корном и ожидаем нового суперзлодея Marvel по имени Иван Супер-Злобко!

━━━━━

Никита Прунков